Записки успешных мам: как привить любовь к чтению?

Часто родители задаются вопросом «Почему мой ребёнок не хочет читать?». И ищут всевозможные способы заставить своё чадо прочесть хотя бы что-то. А ведь это – самая большая ошибка.

Чем именно полезно чтение для детей?

О пользе чтения для развития ребенка слышали все родители, но в чем именно заключается эта польза, знают далеко не все. А ведь именно привычка много читать является лучшим способом научиться грамотно писать и ясно излагать свои мысли, так как в процессе чтения ребенок обогащает свой словарный запас и узнает новые словосочетания и фразы. Дети, регулярно читающие хорошую литературу, лучше знают родной язык и реже используют в речи бранные слова, ведь на формирование их словарного запаса влияют в первую очередь книги, а не улица. Не менее существенная польза от чтения для ребенка в том, что из книг малыш узнает много нового и интересного. Причем для того, чтобы стать более эрудированным, ребенку не обязательно читать только научную литературу, ведь и с художественных книг он может почерпнуть много полезной информации. Даже сказки для самых маленьких имеют свой смысл и мораль, поэтому нельзя сказать, что для детей «серьезные» книги более полезны, чем сказочные и приключенческие истории. Читая интересную книгу, малыш погружается в придуманный автором мир, размышляет и фантазирует над прочитанным. Поэтому книги наравне с развивающими играми помогают ребенку развивать воображение и образное мышление и дают большой простор для фантазии. И не стоит забывать, что чтение способствует развитию мыслительных процессов, причем польза для развития мышления от чтения куда больше, чем от прослушивания самых познавательных телепередач. Дело в том, что когда ребенок читает, он получает информацию сразу двумя путями: зрительно-буквенным (смотря на написанный текст) и слуховым (проговаривая прочитанное вслух или мысленно). В процессе чтения мозг малыша учится одновременно усваивать потоки информации, полученные разными способами, и запоминать их как единое целое. 

Также чтение полезно и для развития памяти, причем чем интереснее ребенку то, что он читает, тем лучше. Если малыш сильно заинтересован книгой, информация из нее отложится в долгосрочной памяти, и даже по истечению многих лет он будет помнить любимые детские сказки наизусть. А вот если книга кажется малышу скучной и неинтересной, то пользы для развития навыка запоминания от нее будет меньше — ребенок вскоре забудет прочитанное, даже если заставить его заучить отрывок наизусть. Все написанное выше о пользе чтения касается не только бумажных книг, но и источников информации в электронном виде. Говорить, что только напечатанные книги полезные для развития ребенка, а в интернете ничего хорошего для детей и подростков нет, в корне неверно, ведь существуют и бумажные книги «ни о чем», и на сайтах онлайн-библиотек можно найти произведения мировых классиков. Поэтому если ребенок предпочитает читать книгу не в напечатанном виде, а на планшете или мониторе, в этом нет ничего плохого — главное, чтобы литература была познавательной, качественной и интересной. 

Читайте также:  Кашель у новорожденного при пороке сердца

Как привить ребенку любовь к чтению

Перинатологи в один голос утверждают, что самое подходящее время для чтения наступает еще до рождения малыша. Уже в утробе ребенок привыкает к маминому голосу, различает эмоциональный окрас речи. С момента рождения книга должна стать верным спутником ребенка везде:

  • читайте на прогулке;
  • во время купания;
  • когда переодеваете малыша зачитывайте стишки на память;
  • и обязательно перед сном.

Да, конечно, крошка еще не понимает смысл, но видит вашу улыбку и жесты, ощущает прикосновение, слышит как вы передаете эмоции и темп истории. Малышам в раннем возрасте отлично подходит детская поэзия:

  • потешки,
  • считалочки,
  • сказки в стихах.

Они способны хорошо развить слух и с малых лет привить ребенку интерес к чтению.

Любовь к чтению, как и отношение к книгам в общем, формируется постепенно и комплексно, но мы все же нашли некоторые советы, которые всегда отлично работают.

Показывать детям свою любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать, он казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я ничего не продумывала заранее. Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей.

Дома у нас большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас — меньше, но если я взялась, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчёркиваю важность занятия.

Если ребёнок никогда не видит вокруг себя читающих людей, то, скорее всего, он воспримет чтение как бесполезный навык. Поэтому ему важно видеть, как читают родители. Учите относиться к этому с уважением и не беспокоить вас. Вы можете сказать: «Мне осталось прочесть ещё 5 страниц до следующей главы. Мне очень нравится эта книга и я бы хотела закончить».

Как привить ребенку любовь к чтению?

Прививая любовь к чтению с малолетства, вы поможете ребёнку быстрее освоить речь, развить память и существенно облегчите его школьные годы. Как приучить читать? Читайте сами. Свои книги для себя, детские – вслух для ребёнка.

Ребёнок должен видеть, что времяпрепровождение с книгой – это естественно, интересно и увлекательно. Если ваш малыш совсем еще кроха – это не значит, что он не видит ваших действий и не запоминает их. Берите ребёнка на руки, открывайте яркую красочную книгу, которая ему по возрасту (например, стихи, потешки, небольшие сказки), и вместе читайте.

Как привить ребенку любовь к чтению?

Не беда, если вы пока не в состоянии осиливать что-то большее по объёму – значит ещё не время. Главное – заниматься с ребёнком, читать, рассматривать картинки, играть (подробнее о развивающих книгах-игрушках можно прочитать в  предыдущей статье: «Записки успешных мам: развивашки своими руками»).

Читайте также:  Имена по святцам. В честь какого святого назвать мальчика

Показать, где можно брать книги

Покупайте книги. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки. Мы всей семьёй ходим в книжный магазин и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, то заходим в кафе, открываем и рассматриваем покупки.

Обменивайтесь. Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такое мероприятие можно организовать ещё до того, как дети научились читать. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч, и что ими можно делиться и обмениваться.

Дарите книги ребёнку и предлагайте дарить их друзьям и родственникам. Показывайте ценность дарения — обязательно подпишите подарок, детям очень приятно открывать книгу и видеть подпись близкого человека.

Запишитесь в библиотеку. Ребёнка может буквально завораживать возможность самостоятельно выбрать любую книгу, дать свой читательский билет, отнести несколько экземпляров домой и прочесть к определённому сроку. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает эти посещения. В библиотеку мы идём пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

Если каждому походу в библиотеку вы будете тоже радоваться и брать книги, это станет особенным опытом для ребёнка

Три характерные ситуации

Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.

Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.

Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.

«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».

Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.

Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.

Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.

Читайте также:  Бойтесь послушных детей! Как воспитать ребёнка успешным и счастливым

Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.

Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.

Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.

Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.

Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.

Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.

Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.

Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.

Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.

Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.

На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное — это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.