Зачем и как развивать мелкую моторику рук у детей?

Как развить мелкую моторику рук у взрослого и у ребенка и как восстановить ее при нарушениях: подробный обзор техник, упражнений.

Что такое мелкая моторика рук, ее роль в развитии речи ребенка

Мелкой моторикой рук называют совокупные скоординированные действия, которые позволяют совершать точные и мелкие движения. В них участвуют пальцы и кисти. В совершении движений задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы организма, действие которых должно быть скоординированным.

Если рассматривать анатомию головного мозга, то двигательная проекция его коры примерно на треть является проекцией кисти руки. Она располагается рядом с речевой зоной, поэтому наблюдается тесная связь мелкой моторики и развития речи ребенка. Это подтверждено многочисленными исследованиями в данной области.

Что такое мелкая моторика рук, ее роль в развитии речи ребенка

Звукопроизношение обеспечивается многими факторами, в том числе моторным планированием, то есть умением выстраивать действия логично. При развитии моторики совершенствуется и моторное планирование. При этом тонизируется кора головного мозга, развиваются ее речевые центры, улучшается артикуляционная моторика, развивается ритм и координация движений.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна

Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.

Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.

Польза

  1. Поскольку в процессе активности задействованы сразу несколько систем организма, то развитие мелкой моторики буквально мобилизует его целиком, развивая их все вместе и по отдельности.
  2. Работа сразу нескольких отделов мозга способствует его развитию, быстрой обработке информации, образованию новых связей между нейронами.
  3. Нервные окончания на ладонях и стопах связаны с частями тела и органами, а значит, воздействие (с помощью нервных импульсов) происходит на них. Развиваются мышцы конечностей и пальцев, ускоряется ловкость, активность рук и ног, становится четче, лучше почерк.
  4. Происходит развитие речи, так как в мозге участки, отвечающие за движения и речь, находятся очень близко. Упражнения на мелкую моторику необходимы детям, которые еще только учатся говорить, и пожилым, у которых этот навык может нарушиться из-за серьезных заболеваний, особенно инсульта. Согласно статистике, нарушение двигательной функции после инсультов происходит в 70% случаев, у 50% она не восстанавливается даже через полгода. В такой ситуации очень важно регулярно заниматься.
  5. Улучшается память. Так происходит из-за повышения активности мозга.
  6. Развивается воображение, креативность. Доказано, что работа с реальными зрительными образами улучшает пространственное мышление, возможность представлять что-то вымышленное, придумывать нестандартные решения задач.
  7. Развивается способность четкого планирования действий. По одной из теорий, развитие мелкой моторики приучает мозг продумывать свои действия перед выполнением и делать это очень быстро.
  • 5 простых мастхэвов для мозга, чтобы сохранить интеллект надолго

Что же такое мелкая моторика и почему ее важно развивать у детей

На просторах интернета я нашла такое определение.

Совокупность пальцевых движений рук (специальных и общих), которые осуществляются при участии кистевых мышц, называется мелкой моторикой.

Учеными доказано, что в головном мозге центры, ответственные за речь и движения пальцев, размещены довольно близко, поэтому речь и мелкая моторика являются взаимозависимыми функциями организма ребенка, а его интеллектуальный потенциал возрастает при регулярных пальцевых упражнениях или играх.

Дети с высокоразвитой мелкой моторикой обладают связной речью, хорошей зрительной и двигательной памятью, наблюдательностью, координацией, вниманием, способны к логическим рассуждениям и умозаключениям.

Т.е. вы понимаете, что есть смысл заниматься с ребенком в данном направлении.

Замечательно тренирует развитие речи театр и занятия в театральной студии, да и дома с родителями разыгрывать разные сценки весьма полезно.

Об этом я написала целую статью.

Сейчас же я расскажу вам, что нужно делать для развития мелкой моторики и как это правильно делать.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Количество комментариев: 27Оставить свой комментарийПОДЕЛИТЬСЯ* * *«ШАЛУН»Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила.(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала,(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)А этому — не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил.(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)«БЕЛОЧКА»Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)«ДЕТКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)Тише, тише, тише, Не шумите! Наших деток не будите! Птички станут щебетать, Будут пальчики вставать.(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)«ПО ГРИБЫ»Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)«ПАЛЬЧИКИ»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать.(сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»Есть игрушки у меня:(хлопать в ладоши)Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран.(загибать поочерёдно пальчики)«ПАСТУШОК»Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.(хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Бурёнка лежит На теляток глядит. А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток (можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить.(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)* * *«ОЧКИ»(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)Бабушка очки надела И внучонка разглядела.«СТУЛ»(левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.«СТОЛ»(левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)У стола 4 ножки Сверху крышка, как ладошка.«ЛОДКА»(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)Лодочка плывёт по речке, Оставляя на воде колечки.«ПАРОХОД» (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)Пароход плывёт по речке И пыхтит он, словно печка.

«КОЗА» (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)У козы торчат рога, Может забодать она.«ЖУК» (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)Жук летит, жук жужжит И усами шевелит.* * *Развитие мелкой моторики у детей 3-5 летРазвитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 годаЗа советом к логопеду (все статьи)Комментарии к статьеРазвитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет, 16:13natasha, 15:35, 13:38, 10:18Ольга, 05:41Наталья, 21:38, 20:27Елена, 11:12Оксана Сергеевна, 22:56Ирина, 19:15Оксана сергеевна, 11:04Влада, 16:48Swetlana, 13:53, 21:20Анжелика, 16:02Наташа, 10:18анастасия, 19:30Нина Давыдова, 14:34Людмила, 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:07Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 14:08Олёнка (так зовёт сынок Тимофейка), 00:09, 09:31светлана, 19:56Ирина, 17:10, 16:57Евгения, 10:34Евгений

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Докажите, что Вы не робот!Поставьте галочку или введите написанные символы:

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку. Многие ищут ответ на вопрос: как повысить иммунитет ребенку, как организовать правильный распорядок дня, как правильно закаливать ребенка, а также как адаптировать ребенка к детскому саду.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

Читайте также:  Как лечить хронический запор у ребёнка?

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии. Узнайте больше о развивающих играх для двухлетних детей.

До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии. Ему удается лучше справляться с ножницами — резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый — тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы. Рекомендуем почитать о том, что делать при кризисе одного, трех и семи лет, а также о том, что должен знать и уметь ребенок в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 лет.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Мелкая моторика в 4-4,месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить: быстро в домашних условиях

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам.

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, FacebookТакже обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Искренне ваша, Яна Разначенко