Возрастные кризисы у детей: в каком возрасте бывают и что делать?

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы слышали про возрастные кризисы. С ними сталкиваются и взрослые, и дети. Кризис новорожденного, кризис семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего возраста. И это еще далеко не все. Так что же это за такое явление? Когда его ждать? Что происходит в этот момент? И как со всем этим справится? Сегодня разберем на примере кризиса 7 лет.

От игры к учебе

Сущность кризиса — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него «Внутренней позиции школьника»/»школьная зрелость». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка.

До этого момента это была игра. Малыш играл не только ради удовольствия, он таким образом познавал мир. Но данная деятельность, как способ познания мира, себя исчерпала, и появилось стремление получать знания путем обучения.

От игры к учебе

Хоть кризис и носит название «7 лет», но на самом деле его возрастные рамки шире — от 6 до 8 лет. Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Ведь именно в этом возрасте происходит поступление в первый класс и все это сочетается с проблемой готовности ребенка к школе.

Особенности развития в возрасте 6-лет

  • Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте ещё остаётся ведущим видом деятельности. С 6 лет (и даже раньше) и дома, и в садике ребёнка усиленно готовят к школе. Многих начинают водить на специальные занятия в так называемый нулевой класс. Но игровая деятельность по-прежнему значима для детей, поскольку позволяет расслабиться, сбросить напряжение и приятно провести время.
  • С переходом на учебную деятельность меняется и режим. Дети полностью перестают спать днём, поэтому ночному отдыху следует уделять особое внимание.
  • Активно развивается интеллект и психические познавательные процессы: память, устойчивость и объём внимания, аналитические способности, начинает формироваться словесно-логическое и понятийное мышление.
  • В 6-7 лет дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, знают, как нужно вести себя в общественных местах, могут соблюдать правила вежливости.
  • В этом возрасте повышается восприимчивость к похвале и критике. Детям важно услышать положительную оценку их стараний и результатов деятельности.
  • Активно формируется самооценка и ощущение собственного «Я». Видение своих умений и достижений в сочетании с внешней оценкой закрепляют положительное или отрицательное отношение к себе.
  • Ребёнок в этом возрасте тянется к сверстникам, у него есть друзья. Отношения с ними становятся для него очень значимыми. Подчас фраза: «Я не буду с тобой дружить» может стать для дошкольника настоящей трагедией. А вот от родителей он начинает постепенно отдаляться.
  • Дети в 6-7 лет уже могут проявлять интерес к противоположному полу. Именно в садике часто звучат первые признания в любви, выражается симпатия друг к другу.

Школьная мотивация

Школьная мотивация

Период взросления ребенка в возрасте семи лет обусловлен главной престижной социальной мотивацией – превращением малыша – несмышленыша в уважаемого школьника. Активный старший дошкольник стремится к получению новых знаний и взаимному общению с одноклассниками.

Школьная мотивация

Внимательный взрослый, сопровождающий развитие мальчика или девочки в этом возрасте, тактично заинтересует старшего дошкольника в подготовке к получению знаний в общем школьном классе. Знание возрастной психологии и доброжелательность со стороны близких взрослых поможет стремительно растущему маленькому гражданину преодолеть возрастной кризис у детей семи настойчиво напоминают, что главным условием успешного преодоления “зоны бедствия” как для первоклассника, так и его родителей, является терпение и установление доверительных отношений со стороны старших. Так как зона базового доверия и уютной безопасности для беззащитного малыша – это непререкаемая, можно сказать, биологическая потребность школьника начальных классов.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Читайте также:  Как помочь школьнику в освоении английского языка

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной , центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЬ У КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Кризис 3 лет, пожалуй, один из сложных для родителей. Ведь ребенок к этому времени уже довольно сильно окреп, повзрослел и начинает активно показывать характер и формировать свою личность. Основными характеристиками такого возраста являются упрямство, своенравие и отрицание. У ребенка начинаются приступы «Я сам». Нередко можно услышать истерику, типа «Я хотел пойти туда/выбрать другую дорогу/играть на другой площадке», именно от малышей 3-летнего возраста. Также он приступает к выполнению всех действий назло и наоборот.

Читайте также:  Врожденный порок сердца у новорожденных лечение

Как правило, подобные выходки со стороны ребенка родителей очень сильно выводят из себя. Они начинают нервничать и продавливать малыша, в результате чего получают еще больший конфликт. Конечно же, совсем игнорировать такое поведение не стоит, но лучше помочь ребенку перебороть гнев и негатив, ведь он еще не умеет грамотно бороться со своими эмоциями.

Помните, что ребенка можно перебороть в самом начале истерики. Если же он уже на ее пике, просто переждите. Маме необходимо обязательно сохранять спокойствие. Часто психологи рекомендуют в этот период применять теорию выбора, т.е. дайте малышу возможность самому выбирать. Но, естественно, из ограниченного числа действий. Например, предложите ему выбрать: ты оденешь красную или синюю шапочку? Суп будешь есть большой ложкой или средней?

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЬ У КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Конечно же, ребенка в этот период необходимо хвалить. Он не может сам еще справляться со своим поведением, и ему требуется помощь и оценка со стороны. Критиковать же особенно не спешите – постарайтесь мягко и ненавязчиво проговорить то, что вам не нравится в поседении малыша.