В каком возрасте начинать ребенка учить читать

В 4-5 лет ребенок становится более внимательным и усидчивым. У него формируются новые познавательные навыки, развивается воображение, улучшается память и наглядно-образное мышление.

Во сколько дети начинают читать

Нервная система ребенка запрограммирована таким образом, что у малыша имеется определенное количество стадий созревания головного мозга. К примеру, до 5-6 лет дети очень плохо усваивают различные абстрактные образы. Ребенок оперирует только конкретными и реальными фактами, событиями, которые он видит в данный момент или те, что он переживал ранее.

Чтобы разобраться с тем, во сколько дети начинают читать, необходимо учитывать тот факт, что к 3-4 годам ребенок не может различать следующие понятия – звук, буква, слог, слово. Дети смогут сложить буквы в слог и механически запомнить, как правильно пишется этот слог. Однако малышу будет крайне сложно прочесть простое предложение и самое главное – понять прочитанное.

Принимая решение научить собственное чадо читать, родители должны ответить себе на один вопрос: хочет ли этого ребенок? Чтобы начался активный процесс обучения, нужен стимул, без которого малыш будет выполнять поставленные задачи без всякого желания. Как правило, желание прочесть определенный текст, проявляется у детей к 6-7 годам (в некоторых случаях к 5 годам). Это сенситивный период – наиболее благоприятное время, когда нужно начинать изучение нового навыка.

Учимся в процессе игры

У каждого ребенка есть свои любимые игры и игрушки. Используйте их в качестве инструментов для обучения.

  • Напишите на бумаге или картоне буквы яркими фломастерами. Расставьте их в ряд и организуйте гонки машинок, просите ребенка называть букву, к которой приехала первая машина. Периодически меняйте карточки местами, чтобы малыш запоминал именно буквы, а не их расположение. Важно правильно произносить название букв, говорит «С», а не «ЭС» и так далее. Ребенок должен понять, как произносить букву, чтобы правильно читать слово.
  • Купите упаковку воздушных шариков и напишите на них буквы и слоги. Шары разбросайте по комнате и просите ребенка находить те, на которых написаны известные ему буквы. Сами называйте слоги и буквы, которые ему еще неизвестны. Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
  • Нарисуйте замок принцессы, а к нему мост из букв. Объясните, что спасти девушку от чудовища можно, только пройдя через мост. Для этого надо называть буквы, из которых он состоит. Девочкам понравится такая игра, они охотно помогут спасти принцессу.
  • Придумайте короткие стишки-загадки про буквы. Рассказывайте их малышу, чтобы он отвечал на вопросы. Это поможет правильно понять написание буквы и разовьет мышление. Например, «И на круг, и на колесо похожа очень буква….О»
  • Выучить буквы и правильно составлять из них слова подойдут кубики. В магазине игрушек продаются наборы кубиков с буквами, яркие цвета и интересные картинки которых обязательно заинтересуют детей. Кроме того, из кубиков можно строить башенки-слова.

Игру для ребенка стоит придумывать исходя из его особенностей и восприятия. Некоторые дети хорошо воспринимают зрительную информацию, чтобы научить такого ребенка читать, выбирайте игры с карточками, алфавитным печеньем и воздушными шарами. Яркие буквы в алфавите, большие надписи на рекламных щитах, предметы, похожие на буквы, все это привлечет внимание малыша.

Есть дети, у которых звуковое восприятие развито сильнее остальных. С такими детьми-аудиалами нужно заниматься с помощью стишков и песен. Для кинестетически ориентированных малышей во время игр используйте собственное тело, чтобы позой изобразить буквы. Им, как правило, нравится повторять форму буквы, поэтому такие дети достаточно быстро учатся писать.

Читайте также:  Имена для девочек и мальчиков на 2019 год

Немного сказки

Тайное убежище

Чтение может стать своеобразным дополнением к другой игре. Например, постройте тайное убежище. В частном доме для этих целей хорошо подойдёт подвал, чердак или любая хозяйственная постройка. В квартире можно приспособить застеклённый балкон или кладовку. Если ни того, ни другого нет, постройте убежище из подушек и одеял. Многие сегодняшние взрослые всего 10-15 лет назад строили волшебные замки, в которые был запрещён доступ родителям. Настало время передать семейную традицию.

Постройте шалаш, пока ребёнка нет дома. Это станет для него настоящим сюрпризом. Чтобы в «замке» не было скучно, предложите взять с собой книгу. В убежище можно читать, подсвечивая себе текст фонариком. Продолжительное чтение при свете фонарика может быть вредным. Не забудьте объяснить это детям. Ребёнок должен понять, что чтение – сам по себе очень интересный и захватывающий процесс, и чтобы получить от него удовольствие, совсем необязательно прятаться в убежище из подушек и одеял.

Сказка о тебе

Современных детей крайне трудно чем-либо удивить. Технический прогресс шагнул слишком далеко. Возможно, шалаш для чтения будет выглядеть в их глазах недостаточно убедительно. В таком случае возьмите старую книгу со сказками и внесите имя своего ребёнка на место имени главного героя в нескольких волшебных историях. Имя можно набрать на компьютере, затем распечатать и вклеить в книгу. Также можно просто аккуратно закрасить имя персонажа корректором текста.

Читая сказку, неожиданно «обнаружьте», что главного героя зовут Дима («Так ведь это сказка о тебе!»). Ребёнок не сможет остаться равнодушным к истории, которая написана про него. Прочитав 1-2 страницы, скажите ребёнку, что вы устали, или что у вас появилось срочное дело. Если он хочет, то пусть дочитывает сказку самостоятельно. Долго уговаривать не придётся.

Сам себе сказочник

Творчество тоже может стать стимулом для чтения. Когда ребёнок будет знать достаточное количество сказок, предложите ему написать свою собственную историю. Книга, в которой будет написана сказка, может быть как классической, так и более современной – электронной.

В изготовлении бумажного варианта должен помочь кто-нибудь из родителей. Самый простой способ изготовления – купить готовый блокнот, записную книжку или тетрадь. Дети могут попробовать себя не только в роли сказочников, но и в роли иллюстраторов. Любители рисовать непременно захотят продемонстрировать своё мастерство. Если же у ребёнка нет склонности к рисованию, дайте ему старые журналы, из которых он сможет вырезать нужные картинки.

Рекомендации родителям

Ребёнок не должен догадываться о том, что ему прививают любовь к чтению. В противном случае, он просто возненавидит книги. Не превращайте чтение в утомительное и неприятное обязательство. Не забывайте о том, что в школе детям придётся читать объёмные произведения художественной литературы. Если у них с самого детства разовьётся отвращение к общению с книгами, в школьные годы могут возникнуть определённые трудности, а книги из добрых друзей раз и навсегда превратятся в злейших врагов. Используйте творческий подход, чтобы в сознании ваших детей чтение ассоциировалось только с радостными моментами приятного досуга в кругу семьи.

Читать лучше всего по очереди. После 3-4 страниц передайте книгу ребёнку. Следующая страница его. Поскольку скорость чтения у детей меньше, чем у взрослых, не стоит требовать прочтения слишком больших объёмов.

Немного о детском внимании

Не следует забывать о том, что дети не могут долго концентрировать на чём-то своё внимание. Необходимо делать перерывы в чтении. Время для перерыва наступает тогда, когда ребёнок становится непоседливым, отвлекается, пытается найти себе какое-нибудь развлечение, смотрит по сторонам.

Читайте также:  Высыпания на коже и слизистых у детей – о чем нужно знать родителям

Подбирая литературу, старайтесь отдать предпочтение тем книгам, в которых есть небольшое количество незнакомых слов. Непонятное слово обязательно привлечёт внимание ребёнка и заставит спросить о том, что оно означает. Если новая лексическая единица не находит места в сознании малыша, попробуйте отмечать новое слово тем или иным способом, когда оно встречается в тексте. Можно подпрыгнуть, поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. д. Такой метод хорошо подходит кинестетикам, у которых память связана с ощущениями, получаемыми во время прикосновения и движений.

Присутствие сверстников стимулирует детей, порождает чувство некоторого соперничества. Ребёнок всегда стремится показать себя перед ровесниками с лучшей стороны. Договоритесь о совместных занятиях со своими знакомыми, у которых есть дети. Возможно, они планируют пойти в театр или на деловую встречу, а ребёнка оставить не с кем. Знакомые будут вам благодарны за ваше предложение. Заранее подготовьте детей к тому, что им придётся соревноваться. Установите сладкий приз победителю в номинациях: за самое быстрое чтение, за лучшую дикцию и другие. Победить должна дружба.

1 / 5 ( 1 голос )

Чтение слова из букв

После освоения слогов с гласными в начале можно переходить к изучению трёхбуквенных сочетаний.

Более легкими являются конструкции типа согласная гласная согласная, например: РОТ, КОТ, ТОМ.

В начале изучения стоит ограничиться более простыми буквами и звуками, а когда у ребёнка начнёт получаться, можно добавлять сложные гласные и шипящие согласные.

Дальше можно изучать сочетания вида согласная согласная гласная. Например: ГЛА, ТРИ, КЛЕ. Они уже более сложные и хороши в подготовке к чтению длинных слов.

Чтение слова из букв

Лучше понимать и запоминать трёхбуквенные конструкции поможет следующая схема:

  • взрослый много раз называет слог или слово;
  • ребёнок ищет его в книжке по заданию взрослого;
  • ребёнок самостоятельно читает и называет слог несколько раз.

Можно купить или скачать карточки с простыми словами из 3 букв и картинками. Карточки разрезаются на 3 части, ребёнок складывает их, видит буквы, называет их и таким образом узнаёт слово. После того, как ребёнок назвал слово по буквам, следует попросить его произнести слово целиком.

А картинка на карточке поможет малышу не потерять интерес и запоминать лучше, так как будет возникать ассоциация прочитанного с изображением.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

Читайте также:  Как взрослые дети могут чтить своих родителей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

Начните с развития речи
  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки .

    Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.