Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

Новорожденный ребенок – это само воплощение хрупкости. Его следует всячески защищать и оберегать. На первых этапах жизни малыша вся ответственность за его хорошее самочувствие и правильное развитие возлагается на  родителей. Они должны обеспечить крохе максимально комфортные условия, достаточное питание и уход.

Нормы речевого развития у малышей 1-лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова «Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года». Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00. Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Владимир Евгеньевич Тучков

Физическое развитие месячного ребенка

Физическое развитие всех детей проходит индивидуально. Поэтому незначительные отклонения от нормативов вполне допустимы. Отличаются и реакции родителей. Одни склонны преувеличивать достижения своего малыша, другие тревожатся по малейшему поводу. Обычно каждый тип родителей оказывается в определенной степени неправым.

Месячный младенец лежит

Физическое развитие месячного ребенка

Во время первой недели жизни ребенок может потерять 10 процентов своего веса. Это нормальная реакция на изменение внешней среды. После этого малыш снова начинает набирать драгоценные граммы. К концу второй недели он весит приблизительно столько же, как и на момент рождения. К рубежу в один месяц ребенок начинает активно набирать вес. В среднем прирост может колебаться от 15 до 30 граммов в сутки. Сын или дочь может развиваться не так, как написано в учебниках. Важно регулярно посещать врача, чтобы он смог определить отклонения и вовремя их ликвидировать.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Рост и вес девочек может быть в среднем несколько меньше, чем у мальчиков: 3,6-4,8 килограммов и 51,7-55,7 сантиметров против 3,9-5,1 килограммов и 52,7-56,7 сантиметров. Причем, чем больше рост, тем больше должен быть вес и, наоборот. Существуют специализированные калькуляторы, которые позволяют рассчитать нормы в режиме онлайн.

Милый ребенок 1 месяц

Физическое развитие месячного ребенка

Важно! Нормы только приблизительные. Не стоит бить тревогу, если вес или рост меньше среднего. Для девочек допустим вес в 3,2 килограмма и рост 50 сантиметров, для мальчиков возможен вес 3,4 килограмма при росте в 51,1 сантиметр.

Нормы прибавки в весе

После того как вы с малышом уже устроились дома, и он научился есть, а также привык к окружающей среде, чадо начинает стремительно расти. Но существует и ряд причин, из-за которых малыш отстаёт в развитии или, наоборот, слишком стремительно набирает массу тела. Причиной этому может быть:

  • Здоровье. Болезни малыша плохо влияют на аппетит.
  • Молоко мамы. Зачастую количество молока и его качество тоже сказываются на весе ребёнка.
  • Возраст. Многие замечают, что в первые месяцы жизни дети растут быстрее. Ближе к году рост и вес немного замедляется.
  • Активность. Чем больше он двигается, тем худощавее выглядит.
  • Режим дня. Если кормить ребёнка по времени, то и сам малыш будет в норме.
  • Вид кормления. От искусственного молока ребёнок толстеет намного быстрее, чем при естественном вскармливании.
  • Аппетит.

Как носить на руках новорожденного

Вне зависимости от того, сколько времени в день ты будешь носить ребенка, важно правильно его держать. Мышцы шеи у новорожденного еще слишком слабые, чтобы обеспечивать опору голове. Поэтому, беря малыша на руки, важно обязательно поддерживать его голову – она должна размещаться либо на твоем предплечье либо на ладони (если ребенок лежит на спине).

Как правильно брать ребенка на руки

Для того же, чтобы взять малыша, лежащего на животе, нужно руку расположить следующим образом: предплечье вдоль тела ребенка, его ножки свешиваются по обе стороны от твоего локтя, а на ладони располагается голова, повернутая вбок.

Носи малыша в горизонтальном положении, при этом голова пусть располагается немного выше тела. Не рекомендуется длительное ношение ребенка в вертикальном положении, потому что так возрастает нагрузка на неокрепшие позвоночник и тазобедренные суставы.

О том, как правильно носить малыша в слинге, узнай из статьи-обзора «Виды слингов»

Питание годовалого ребенка

О продуктах питания мы уже говорили. Но стоит поговорить про режим питания и приблизительное меню.

Режим

Режим питания малыша в каждой семье устанавливается свой. Но, если планируете через год-два отдать кроху в садик, стоит составить расписание питания максимально приближенное к детсадовскому.

Питание годовалого ребенка
  • Завтрак:
  • Обед:
  • Полдник:
  • Ужин:

Меню

Давать грудное молоко 1 или 2 раза в день, как советуют специалисты, решать вам. Но желательно это сделать утром и/или на ночь.

Примерное меню для годовасиков

Завтрак:

Питание годовалого ребенка
  • Каша (200гр)
  • Чай с молоком (70гр)
  • Белый хлеб (10гр);
  • Сливочное масло (5гр)

Обед:

  • Суп (70гр)
  • Картофельное пюре (100гр)
  • Тефтели (50гр)
  • Компот (70гр)
  • Белый хлеб (10гр)

Полдник:

  • Печеное яблочко (или тыква) (100гр)
  • Чай (100гр)
  • Печенье (15)
Питание годовалого ребенка

Ужин:

  • Вареное яйцо (50гр)
  • Кисель (100гр)
  • Сырники (100)
  • Печенье (15гр)

Конечно, это очень приблизительное меню, скорее всего. Это – база, на основе которой можно составить свое меню для малышонка.

Уход и режим дня 6-месячного малыша

Родители должны помнить, что их полугодовалый ребенок нуждается в постоянном уходе. Очень важно окружить кроху теплом и вниманием. Несмотря на это, нельзя забывать о распорядке дня, ведь он так важен для здорового развития и роста. Точная таблица режима дня предоставлена ниже.

Распорядок Временной промежуток
Пробуждение и кормление 7:00
Бодрствование, время для игр 7:00-9:00
Прогулка на свежем воздухе, которую можно совмещать со сном 9:00-11:00
Кормление 11:00
Бодрствование, игры с родителями 11:00-13:00
Прием пищи 15:00
Сон 15:00-16:30
Игры, прогулка на свежем воздухе 16:30-18:00
Прием пищи 18:00
Время для игр 18:00-20:00
Кормление 20:00
Гигиенические процедуры, укладывание спать 20:00-21:00
Сон 21:00-7:00
Уход и режим дня 6-месячного малыша

В таблице приведен лишь приблизительный распорядок дня для ребенка полугодовалого возраста. Родители могут корректировать его в зависимости от индивидуальных особенностей крохи и своего режима дня.

Читайте также:  Взросление сына: стадии родительского авторитета

Возможно, вам будет интересно почитать статью о развитии детей от рождения и до года. Вся необходимая информация здесь.

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Занятия для развития ребенка

Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.

Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.

Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:

  • «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
  • «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • рвание газеты, листов цветной бумаги;
  • «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
  • «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.

Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.

В 9 месяцев кроха должен уметь хорошо и быстро ползать, во время этого процесса он одновременно изучает окружающий его мир, поэтому не стоит препятствовать стремлению малыша все потрогать и осмотреть. Однако родителям следует заранее подготовиться: убрать все мелкие предметы из зоны его досягаемости, продумать, как замаскировать острые углы.

Также очень важно обучать малыша ходьбе. Сейчас он не может еще уверенно держаться на ножках, поэтому нуждается в опоре. Задача родителей – так расставить мебель, чтобы кроха мог опираться, но не мог причинить себе вреда. Дети этого возраста с удовольствием танцуют, совершая ритмичные движения под веселую музыку. Взрослым не стоит препятствовать этому занятию, ведь оно во многом способствует полноценному физическому развитию.

Занятия для развития ребенка

Приучать ребенка к выполнению домашних дел также можно начинать уже сейчас: малыши с удовольствием «помогают» маме по кухне: стучат ложками по кастрюлям, изучают необычную для них кухонную утварь. Такие занятия помогают познакомиться с бытовыми предметами и способствуют развитию мелкой моторики.э

Полезны будут и такие упражнения:

  • рассыпать на полу несколько предметов различного размера и собрать их вместе с ребенком;
  • предложить ребенку взять обеими руками игрушку и бросить ее;
  • помочь малышу поводить пальчиками по рассыпанной на столе манке или муке;
  • разматывать рулон туалетной бумаги – это занятие очень повеселит малыша и поможет улучшить работу его кисти и пальцев;
  • пересыпание круп из одного стакана в другой (берется два пластиковых стакана, в один из них насыпается любая крупа, например геркулес; задача ребенка – с помощью мамы пересыпать крупу из одной емкости в другую).
Читайте также:  «Мой ребенок боится чужих людей»

Полезны будут и игры на свежем воздухе. Например, в песочнице мама может помочь малышу наполнить ведерко песком при помощи лопаточки.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь усваивать новую информацию. Задача матери с отцом – хвалить кроху, восхищаться даже мелкими результатами, успокаивать в случае неудачи. Такое поведение необходимо для формирования уверенности в приобретении обучающих навыков в дальнейшем.

С ребенком можно провести занятия, на развитие таких способностей:

  • Речь: взять снимок с изображением птиц и животных, показать ребенку, повторяя их голоса. После чего попросить малыша самому их озвучить. Как можно чаще описывать ему все, что происходит вокруг.
  • Мелкая моторика: бросить в сторону ребенка небольшой мячик. Его цель – поймать предмет руками и сделать то же самое в направлении бросающего. Другой вариант – надевать круги пирамидки в любом порядке или складывать небольшие игрушки в коробки, строить из кубиков башню.
  • Сообразительность: положить любой предмет «лицом вниз». Предложить малышу вернуть вещь в исходное положение. Либо накрыть игрушку пледом, но чтобы она немного выглядывала из-под него. Совместно найти спрятанный предмет.
  • Двигательные процессы: делать зарядку, помогать в ходьбе.
  • Самостоятельное обслуживание своих потребностей: мыть руки, есть ложкой, пить из чашки.
  • Познание окружающего мира. Купить красочную книгу с рисунками овощей и фруктов, диких и домашних животных, машин. Подробно рассказать крохе о том, что находится на картинке. Можно приобрести пальчиковые игрушки и разыграть спектакль. Ребенок будет в восторге.

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

Познавательная деятельность
  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.