Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.

12–месяцев

К своему первому дню рождения большинство малышей успевают сделать первый шаг и теперь совершенствуются в этом умении. Но даже если кроха немного запаздывает, переживать не стоит: ходьба – сложный навык, и на освоение его медицинские нормы отводят детям довольно долгий период, с 10 до 17 месяцев. Чтобы ребенок смог самостоятельно ходить, у него должны окрепнуть различные группы мышц (не только ног, но и спины, шеи, рук), а нервная система должна быть достаточно зрелой, чтобы координировать их работу. В освоении навыков движения имеет значение и пол ребенка (девочки развиваются быстрее мальчиков), и его вес (полным детям ходьба может даваться медленнее), и темперамент, интересы (непоседливый живчик пойдет раньше тихони, который предпочитает возиться с игрушками на коврике).

СОВЕТ. Первое, что требуется от малыша, который только начал ходить, – научиться держать равновесие. В этом ему поможет большая игрушка-каталка (например, машинка) с ручкой, за которую он сможет держаться, толкая игрушку перед собой. Такие «упражнения с поддержкой» помогают детям держать равновесие и увереннее ходить. А вот ходунки, очень удобные для родителей, не слишком полезны для малыша; если и выдавать их ребенку, то не больше чем на 15 минут. В них ребенок «окружен со всех сторон» и не пытается самостоятельно держать равновесие, слабо тренирует мышцы бедер и ягодиц, а вот на позвоночник, голени и стопы получает ненужную нагрузку.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Крохе почти полтора. Он вполне самостоятелен, и всё чаще проявляет себя как кормить маленького человека? К какому режиму сна приучать? Как стимулировать его физическое и интеллектуальное развитие? Сейчас всё выясним.

Ещё чуть-чуть — и можно заказывать праздничный торт на полтора года. А пока у вашего малыша есть немного времени для того, чтобы порадовать маму с папой новыми умениями. Развитие малыша — каким оно должно быть, если ребёнку исполнился 1 год и 5 месяцев? Предлагаем вам основные ориентиры по нескольким позициям: умения крохи, занятия, игры, питание и сон в этот период.

Что должен уметь

По достижению года и 5 месяцев говорить о том, что должен уметь ребёнок, можно долго. Поэтому перечислим основное. Ваш малыш уверенно кушает сам, без помощи взрослых. Он способен отличить большой предмет от маленького. Знает практически все цвета и без проблем собирает разобранную пирамиду.

Он знает, для чего предназначен тот или иной предмет. Умеет пользоваться расческой и в курсе, что чашка создана для питья, а фен — для того чтобы сушить волосы. Кроха нередко копирует родительские действия, провоцируя маму с папой на безудержный смех. Он рисует палочки и линии — коряво, но всё-таки.

Вполне возможно, что в этом возрасте чадо самостоятельно ходит на горшок. А если иногда промашки всё же случаются, не ругайте его. Формирование ответственного за позывы мозгового центра происходит до трёх лет.

Поэтому поблагодарите своего малыша за то, что в столь раннем возрасте он уже экономит подгузники.

Занятия

Вряд ли кто-то задаётся вопросом, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 5 месяцев. В этом возрасте маленькая личность способна самостоятельно выбрать себе дело. Ваша задача — следить за тем, что делает кроха, и в случае надобности помогать или корректировать. Не удивляйтесь, если любимые игрушки малыша — кастрюли и пульты от телевизоров и кондиционеров.

Дитя познает окружающий мир посредством предметов, которые попадаются ему под руку. Непременно гуляйте с малышом. Гуляйте как можно чаще и дольше. Набегавшийся на свежем воздухе ребёнок отличается от своих “домашних” собратьев отменным аппетитом и крепким сном. Будет просто отлично, если занятия с малышом, переступившим порог 1 года и 5 месяцев, будут проходить на улице.

Читайте также:  Диатез у ребенка. Симптомы и лечение

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев.

Книжки — лучший объект игр в этот период. Но внимание: игра зиждется не на уничтожении печатного издания, не на вырывании страниц и порче фолианта. Для “книжной” игры с крохой в возрасте 1 год 5 месяцев необходимо взять красочную детскую книжку.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Внимательно рассмотрите картинки, привлеките ими внимание маленькой личности, дайте ей рассмотреть всё, что изображено. А после начните задавать вопросы и побуждения к действию: “Где здесь девочка?”, “Покажи лошадку!”, “Отыщи цветок”. Если кубики и пирамидки для вас пройденный этап, обратитесь к сортерам и паззлам.

Позволяйте малышу хоть иногда забавляться в песке. Идеально — смастерить песочницу возле дома и наполнить ее чистым песком.

Питание

Несмотря на то, что питание ребёнка в возрасте год и 5 месяцев ничем не ограничено, не стоит кормить его с родительского стола. Жареная куриная ножка — не лучшее решение. А вот молочно-крупяная каша — то, что нужно.

Не забывайте, что меню малыша, достигшего возраста 1 год и 5 месяцев, должно содержать кисло-молочные продукты. Желательно, ежедневно. Отучая от груди, целесообразно давать молочную смесь, предназначенную для этого жизненного периода.

Чтобы разнообразить рацион ребёнка в 1 год и 5 месяцев (особенно в случае, если он плохо ест), добавляйте в супы “весёлые” макаронные изделия. Можно предложить крохе яйца. Недельная норма — полтора яйца. И что бы там ни говорили бабушки, как бы они ни протестовали, пытаясь всучить в детскую ручку кусок сала или солёного огурца, вы должны знать: описанного выше чаду вполне достаточно.

Каждый ребёнок в год и 5 месяцев спит по-разному, и то, сколько он спит, зависит лишь от его потребностей. Если соседское дитя спит трижды в день, а ваше всего раз, не страшно. При ближайшем рассмотрении вдруг окажется, что дневной сон вашего чада длится более трех часов, а ребёнок соседки спит трижды, но по сорок минут.

Считается, что в этом возрасте “сонные” часы варьируются между двенадцатью и тринадцатью часами в день. Если малыш, которому исполнился год и 5 месяцев, тревожно и плохо спит ночью, попробуйте сдвинуть время ночного сна. А если перед тем, как укладывать кроху спать, вы дадите ему вдоволь поплескаться в ванной, проблемы со сном словно рукой снимет.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» – это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Поздравления на полтора года ребенку (девочке, мальчику)

Тебе сегодня полтора, Еще чуть-чуть и будет два! Как быстро ты, малыш, растешь И мир в округе познаешь! Тебя так много еще ждет, Пусть радость каждый день несет! И без забот, и без проблем Расти скорей на радость всем!

Вот уже полтора года, как в вашем доме появилось чудо. И с каждым днем чудо это становится все и интереснее и чуднее. Не перестает вас удивлять и радовать. Я желаю вам и вашему маленькому чуду здоровья. Ведь для того, чтобы познать такой большой и непонятный, очень манящий мир, нужно очень много энергии. А вам сил и терпения, чтобы вы всегда смогли помочь, поддержать и научить чему-то ваше маленькое сокровище.

Прибавляешь в росте, в весе, Говоришь уже слова, Исполняется сегодня Тебе, кроха, полтора. Радость ты для мамы с папой, Словно солнышко, в семье. Не капризничать, не плакать Пожелать хотим тебе. Словно колокольчик звонкий, В доме пусть звенит твой смех, Будь здоровым и веселым, Будь, малыш, счастливей всех!

С днем рожденья, наше солнце, Наш ребенок дорогой! Полтора тебе уж года, Ты веселый и смешной. В мир ты ножками ступаешь И везде свой нос суешь, Ты почти не отдыхаешь, Энерджайзером слывешь. Дай же Бог тебе здоровья И больших для жизни сил, Чтобы зайчик-энерджайзер Всем лишь радость приносил!

Ты — солнышко лучистое, Прекрасное и чистое. Тебе полтора года. Все познавать охота. Кругом нужно забраться, Узнать и рассмеяться. Все шкафчики проверить, Добыть и рассмотреть. Тебя мы очень любим. Будь умницей и впредь.

Полтора тебе сегодня, Нежный возраст, золотой, Я желаю счастья много, Жизни сладкой и простой. Теплых маминых объятий И игрушек полный дом, Чтоб всегда в твоей кровати Был здоровый, крепкий сон.

Полтора сегодня года, Поздравляем кроху мы. Пожелать хотим здоровья, Пусть сбываются мечты. Радует пусть маму с папой И растет, как на дрожжах, Чтобы все лишь восклицали: «Что за кроха, просто ах».

Вот уже и полтора, Празднуем мы все. Ура! Пусть ребенок подрастает, Глазки пусть всегда сияют. Пусть здоровье будет крепким, И счастливой будет детка. А родителям — терпенья, Сил, достатка, много рвенья!

Полтора чудесных года Украшаешь мир собой, Щёчки пламенней восхода, Бровки выгнулись дугой! И прекраснее ребёнка В целом мире не найти, Ты играй и смейся звонко, Пусть веселье ждёт в пути!

Полтора чудесных года Украшаешь мир собой, Ты — ребёнок превосходный, Добрый, милый, озорной! У тебя по любопытству Самый наивысший балл! Пусть твой смех рекой струится, Будет жизнь, как карнавал! И в заботе ты купайся, Словно в море голубом, Пусть родные дарят счастье И улыбки день за днём!

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Читайте также:  Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

Необходимые исследования

Регулярные медицинские осмотры обязательны, посещать педиатра придется несколько раз в год. Обязательно наносить визит логопеду — чем раньше определить проблему с развитием речевых навыков, тем проще ее устранить в полуторагодовалом возрасте.

Необходимые исследования

В 18 месяцев малыш должен произносить большинство букв, повторять их за взрослыми людьми. Рекомендуется обратить внимание, как правильно выговариваются определенные звуки (р, с, в, л). Если есть проблемы, посоветоваться с логопедом, как правильно реагировать на проявление, совместно разработать ряд упражнений, направленных на исправление дефектов речи.

месяцев

В этом возрасте малыш активно и энергично жестикулирует. Может самостоятельно передвигаться по всей территории квартиры. Чувствует очень сильную привязанность к матери.

Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев:

  1. самостоятельно сидеть, чтобы ничто не подпирало спинку;
  2. ползти на четвереньках, а не на животе;
  3. перебирать ножками возле опоры;
  4. играть в «ладушки»;
  5. строить башню из нескольких кубиков;
  6. рвать на кусочки бумагу;
  7. говорить слоги, которыми постоянно называет один и тот же предмет;
  8. переворачивать картонные страницы в детских книгах;
  9. когда мама просит показать на свои части тела, успешно выполнять.

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.