Особенности развития ребенка в 7 месяцев

Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.   

Что умеет ребёнок в месяцев?

Малыш продолжает развивать и совершенствовать навыки, приобретённые ранее:

  1. Ребёнок активно переворачивается.
  2. Более разнообразными становятся занятия с игрушками. Близлежащие кроха может достать сам, опираясь на одну руку, приподнимая вес своего туловища, другой рукой тянется к объекту внимания. Если же игрушка далеко, требует криком, чтобы её дали. Заполучив игрушки в руки, подолгу их разглядывает, трясет, перекладывает, стучит ими по столу или полу, может кинуть подальше от себя.
  3. Малыши в семь месяцев делают первые попытки встать на ножки. Опираясь на спинку кроватки, маленькие мальчики и девочки пытаются подняться сначала на коленки, а затем уже и на ножки. Особо сильным детям это удаётся.
  4. Если малышу дать стать на твёрдую опору, придерживая за руки, ребёнок будет выпрямлять ноги и пытаться прыгать.
  5. У некоторых детей уже появляется желание начать ползать. Кто-то делает это по-пластунски, кто-то пятится, как маленький рачок.
  6. В 7 месяцев дети уже должны сидеть. Кто-то с поддержкой, кто-то – самостоятельно. Некоторые крохи могут уже сесть сами, других нужно посадить, аккуратно потянув за ручки.

    Если ребёнок не сидит в 7 месяцев и даже не проявляет никакого желания, стоит обратиться к врачу.

  7. Происходит дальнейшее развитие активной речи. Малышу нравится подолгу лепетать, повторять уже освоенные слоги. В «словах» прослушиваются различные интонации, зависящие от настроения ребёнка.
  8. В понимаемой речи кроха уже различает тон, ласковый или журящий. И соответственно на него реагирует.
  9. При упоминании названия знакомого предмета старается найти его взглядом.
  10. Услышав звук собственного имени, малыш поворачивает голову, улыбается.
  11. В общении с близкими и малознакомыми людьми кроха проявляет всё больше эмоций. Радуется шуткам и смеху окружающим; тянется ручками, обнимает и целует родителей; изучает приходящих людей.
  12. В отсутствие мамы может по ней заскучать, начнет плакать и капризничать.
  13. В это время дитя начинает проверять свои границы, испытывая авторитет родителей. Это проявляется криками для привлечения внимания и игнорированием родительских требований.

Какие изменения происходят в психологическом развитии?

В семь месяцев кроха уже хорошо понимает значение некоторых слов и начинает активно повторять целые звукосочетания. Но ждать от него полноценной речи еще не стоит. Также детки уже безоговорочно реагируют на собственное имя, что упрощает процесс общения. К тому же ребеночек хорошо различает окружающих его родственников, и если поинтересоваться у него, где сейчас находится папа, то он уверенно покажет пальчиком в его сторону.

Мамочки начинают замечать, что кроха становится плаксивым при расставании, капризничает, просится на руки. Это свидетельствует о том, что произошел очень значимый шаг в психологическом развитии. То есть дети сильно привязываются к родителям и боятся оставаться без них даже на короткое время. Особенно важно, что если маленький человечек сделает пакость, и мама поругает его строгим тоном, то он может поникнуть или даже расплакаться, так как различает грубые нотки в голосе и пытается понять, в чем он виноват.

До этого времени родители могли спрятать заинтересовавший ребеночка предмет в шкафчик, и малыш сразу переключался на другие занятия. Но в семь месяцев он уже осознает, что вещь не перестала существовать, а ее попросту не видно, поэтому может предпринять попытки открыть ящик, дотянуться до стола. Уже в столь юном возрасте детки жаждут больше общения, и привычное сюсюкание родственников должно смениться конструктивной речью.

Читайте также:  7 самых ранних признаков задержки речи у детей

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок. Двигательная активность

  • Многие дети в возрасте семи месяцев начинают садиться самостоятельно, без дополнительной поддержки.
  • Этот возраст становится моментом, когда ребенок начинает активно ползать. Полностью поднимать свой вес некоторым детям сложно, поэтому получается ползти, опираясь на локти. В этом же положении ребенок может одной рукой тянуться за предметами, перенося вес на другую.
  • Возраст 7 месяцев называют периодом активного познания двигательной деятельности. Дети учатся самостоятельно подниматься с колен на ноги, держась при этом за окружающие их предметы. Однако движения детей оказываются неловкими, с несформированной координацией. Поэтому в 7 месяцев родители, поддерживая детей за руки, помогают им совершать первые шаги.
  • Движения рук лучше поддаются координации у детей 7 месяцев. В этом возрасте происходит активная манипуляция предметами: ребенок перекладывает их из одной руки в другую, кидает их, передает другим.

Зрительное восприятие

Во втором полугодии ребенок начинает глазами следить за движениями предметов в вертикальной плоскости. На этом этапе развития формируется система зрительно-двигательных связей, которая помогает в пространственной ориентировке. С 7 месяцев происходит увеличение кругозора, за счет чего повышается интерес к окружающей среде.

Именно в этот период зрительные анализаторы полностью завершают своё формирование. До 3-х лет у детей меняется только острота зрения.

Слуховое восприятие

У ребенка начинает формироваться звуковая имитационная система. Различая звуки различных тонов и громкости, дети способны повторять их. В этом им помогают специальные игры на звукоподражание с использованием музыкальных инструментов или подручных средств, которые издают различной тональности звук.

В этом же возрасте дети начинают понимать слова, различать и реагировать на шепотную речь. Этот процесс становится первым шагом в развитии речи. В 7 месяцев разговорный слог ребенка максимально похож на лепетание.

Понимание и развитие речи

Во втором полугодии ребенок осознанно начинает издавать множество звуков при помощи речевого аппарата, имитации других звуков. Процесс речи в этом возрасте называется лепет, который заключается в несвязном повторении слогов. Однако в 7 месяцев звуки более четкие, к процессу произношения добавляются активные действия языком.

Ребенок накапливает свой пассивный словарь, начинает связывать звуковые сочетания с некоторыми действиями, предметами обихода. Дети при помощи взгляда находят предметы, которые ему показывали ранее. Общение со взрослыми выходит на совершенно новый уровень сознания, в котором необходимо соответствовать целям требований, развивается речевое понимание.

Отличительной чертой такого процесса является то, что в этом случае ребенку предстоит выполнить определенные движения, действия при наличии мотива деятельности. Мотив в свою очередь должен основываться не на собственном желании, а на требовании другого.

Для полноценного развития понимания необходимо окружить ребенка грамотной и ясной речью. Важно в период лепетания не уподобляться детскому слогу, а исправлять ребенка правильным словом, действием. Соотношение слова и действия, предмета приводит к возникновению ассоциативного ряда в этот возрастной период.

Познавательное развитие ребенка

Физическое развитие

Ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, используя все органы чувств. Детей привлекают предметы, с которыми можно взаимодействовать, то есть, которые можно открыть, прокрутить, снять, разобрать. Свои действия ребенок повторяет по нескольку раз, проводит манипуляции с игрушками.

При помощи взрослого начинает познавать пространство помещения. В некоторых действиях проявляется осознанность, когда намеренно приводит взрослого в нужное ему место.

Манипуляции с предметами проводит обеими руками.Чаще всего использует один предмет в течение нескольких минут, производя с ним одни и те же действия: крутит, бросает, стучит о другие предметы. Повторение своих действий обусловлено сопровождающим наблюдением за падением предмета или движением во время стука. Также ребенок прислушивается к издаваемым самим собой звукам.

Чтобы стимулировать развитие познавательных характеристик, необходимо помогать детям взаимодействовать с различными предметами, одобрять действия.

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.
Читайте также:  Икота у новорожденных после кормления: причины и что нужно делать

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.

Посеешь характер — пожнешь судьбу

На седьмом месяце жизни у малыша начинает формироваться характер. Это проявляется в его новом умении требовать понравившиеся предметы, настаивать на своем, громко кричать и плакать в знак несогласия.

На данном этапе родители могут допустить две распространенные ошибки: пойти по пути вседозволенности или начать «воспитывать» малыша, резко отказывая ему и говоря «нельзя» каждый раз, несмотря на буйные протесты.

С первым путем все ясно: начав баловать семимесячного малютку, родители вряд ли смогут безболезненно совладать с подросшим ребенком. Либо им придется пройти через период конфликтов и истерик, либо позволять малышу, а затем и подросшему ребенку, делать все, что тому заблагорассудится.

Посеешь характер — пожнешь судьбу

А вот второй способ часто находит своих приверженцев. Особенно его любят представители старшего поколения, которые, увидев подобное воспитание в действии, согласно кивают головой и мудро произносят: «Детей нужно держать в строгости». Но психологи уверены: если подавлять естественное любопытство ребенка, а тем более если постоянно твердить ему «нельзя» в то время, как он не способен осознать причину отказа, можно ступить тем самым на войну тропы, в конце которой стоят довольно плачевные последствия.

Дело в том, что у малыша вполне закономерно просыпается дух протеста, и если сначала он, возможно, и будет реагировать на запреты из страха наказания, то впоследствии, когда ребенок станет старше, эти слова превратятся в то, что представляет собой для быка красная тряпка. Малыш станет неуправляемым. Он настолько привыкнет слышать «нельзя», что перестанет реагировать на это слово. К тому же со временем кроха начнет мыслить логически. Он попытается сделать то, что ему запрещено, пока не видят родители. Увидев, что ничего катастрофического не произошло, ребенок поймет, что вся проблема — именно в маме и папе, и поэтому станет восставать против них.

Читайте также:  Бесплодие по Wi-Fi? Как беспроводная связь убивает тебя

Как же быть в таком случае? Очень просто: нужно ловко воспользоваться врожденной склонностью ребенка быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой. Как только малыш начнет просить что-то из арсенала недозволенных предметов, нужно просто заинтересовать его чем-то другим. Для этого всегда нужно иметь при себе что-то, что может отвлечь малыша: яркую пищащую игрушку, книжку или другой интересный предмет. А в стенах дома необходимо создать такую обстановку, в которой по возможности все предметы, находящиеся в зоне видимости и доступности, ребенку можно будет осмотреть и потрогать.

Основные направления развития

Пальчиковые упражнения по-прежнему актуальны для развития моторики. Их хорошо совмещать с различными считалочками и прибаутками.

Прогулки на свежем воздухе тоже необходимо совмещать с развивающими играми. Так как ваш малыш, скорее всего, уже не спит в коляске, показывайте ему предметы и деревья, машины, улицу, прохожих. Не забывайте все подробно комментировать. Пусть он познает мир и за пределами жилплощади.

Пришла пора познакомить ребенка с другими детьми. Было бы идеально, если бы другие дети были ровесниками вашего или немного старше. Если у вас нет знакомых или родственников с маленькими детьми, водите малыша на детскую площадку.

Просите принести вам что-нибудь: например, мячик или куклу. Обязательно похвалите его, если он все сделал правильно.

К семи месяцам малыш вполне способен освоить некоторые жесты, такие как махание рукой на прощание или хлопанье в ладошки. Просто покажите ему, как это делается, желательно на его собственных ручках.

Развитие малыша в месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение

Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку.

Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.