Методика работы над сочинением в начальной школе.

В каком возрасте учить ребенка читать и писать? Некоторые эксперты не советуют начинать постигать грамоту раньше первого класса, а другое разрабатывают методики раннего обучения чтению почти с пеленок. Мнение и тех, и других подкреплено весомыми аргументами. Давайте же разберемся во всем этом.

Почему дети пишут с ошибками?

По большому счету, детская безграмотность – это нормальное явление. И не надо этого пугаться. Давайте рассудим: как может ребенок, который едва-едва приступил к написанию слов и предложений, писать грамотно? Откуда ему знать, что такое запятая или тире, и в каких случаях они ставятся? Есть, конечно, вундеркинды, у которых имеется феномен под названием «врожденная грамотность», и они могут сразу же, с первого дня обучения, писать без ошибок. Но таких – очень немного. Основная же часть детей – это обыкновенные дети, и они пишут с ошибками. Особенно в начале своего обучения.

Разумеется, и среди обычных малышей есть такие, которые почти не допускают ошибок в письме, в то время как другие просто-таки барахтаются в ошибках. Здесь многое зависит от врожденных способностей ребенка, его интеллектуального уровня, темперамента, усидчивости, от того, насколько быстро он схватывает информацию. С другими же, как ни старайся, а результатов почти не бывает видно.

Когда можно начать обучение

Мнения по поводу раннего обучения чтению расходятся. Некоторые родители считают, что малыш должен научиться распознавать и воспроизводить текст еще до школы. Так легче адаптироваться к учебе и перенести так непривычную для него нагрузку. Также дошкольное развитие давало бы преимущества перед теми одноклассниками, кто не посещал дополнительных занятий.

Кто-то, наоборот, предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей в 1 классе. Есть мнение, что слишком рано прививать ребенку навыки из школьной программы вредно, и лучше дать малышу время на познание мира, развлечения и игры. Для того и существует 1 класс, чтобы дети научились чтению, счету и письму — основной тезис таких родителей.

Если малыш посещал детский сад, то там ему давали начальное представление о буквах и звуках, учили читать по слогам. Но эти знания лишь минимальная база, будет ли ее достаточно для школы?

Чтобы понять, стоит ли заниматься ранним обучением ребенка чтению, давайте сначала рассмотрим основные плюсы и минусы таких занятий.

Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:

  1. Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
  2. Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
  3. Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
  4. Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
Читайте также:  Правильное развитие зрения ребенка

У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно

Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:

  1. Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
  2. На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.

Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке

Введение

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.

Другие принципы обучения грамотному письму

Создайте все условия, чтобы ребенок мог делать уроки неторопливо и внимательно. Как научить ребенка грамотно писать, да еще и красиво, если во время его занятий слышно телевизор, включен компьютер, или семейство выясняет отношения?

Читайте также:  Простуда у ребенка старше года-трех. Симптомы и лечение

Всегда контролируйте выполнение ребенком домашних заданий. Проверяя вместе с ним правильность написания, делайте акцент только на том, как правильно следует писать то или иное слово. К примеру, если малыш написал «вапрос», не говорите ему, что нужно писать не «а» в первом слоге, а «о». Сразу говорите: здесь нужно писать «о».

Подберите интересные малышу рассказы и приучите его читать по 5-10 минут в день (1-5 класс) или в течение 15 минут (5 класс и старше), правильно проговаривая все слова по слогам так, как они пишутся. Увлекшись чтением, малыш не будет замечать, как запоминает верное написание слов. В будущем он сможет без труда воспроизводить те речевые единицы, которые уже встречал в книгах.

На самом деле, возлагать на школу всю ответственность за обучение ребенка не стоит. Чуткие, заботливые и терпеливые родители могут сделать для детей намного больше. Нужно приложить всего немного усилий.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет. Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь. Так советуют логопеды и психологи. Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память. Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.

Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:

  • Фонематический слух (слух на звуки)
  • Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
  • Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
  • Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)

Ребенок учится читать вместе с мамой

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах. Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент. И второй, не менее важный — это момент развития общения. Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.

Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома. Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго. Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность.

Читайте также:  Как развить внимание у младших школьников

Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть. Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность. С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.

Ребенок учится складывать слоги — с гласных

Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо. Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.

Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право. Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны. Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка. Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее. Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.

Рекомендуем Вам:

  1. Как гаджеты влияют на детей, в чём вред и польза
  2. Как подготовиться к семейной фотосессии с детьми
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  4. Как заставить ребенка есть
  5. Как и в чем встречать Новый 2018 год