«Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет

Добрый день, дорогие читатели! Мы снова вместе! И это радует! Сегодня мне бы хотелось предложить интересную тему для размышлений. Это тема – самостоятельность ребенка. Наши маленькие дошколята растут очень быстро. Вот и школа на носу. А давайте проверим на сколько же наш маленький человечек готов к самостоятельной жизни. Кстати сразу порекомендую к чтению издание  «Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность» .

Как воспитывать упрямого ребенка

Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.

Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.

Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).

Читайте также:  4 простых и безопасных способа отсосать сопли у грудничка

Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.

Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Не всегда мы, родители, выбираем правильный метод воспитания наших детей. Очень часто нам мешают две крайности: гиперопека или принцип «сам научится со временем». Давайте подробней рассмотрим каждый из этих ошибочных методов воспитания и постараемся их не использовать в воспитании наших детей.

Гиперопека — такой стиль воспитания, при котором родители чрезмерно подавляют любое желание и попытку ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Как правило, все это объясняется обычным родительским страхом и инстинктом.

В этих случаях мы часто говорим своим детям: «Не нужно быстро бегать, а то упадешь», «Ты еще слишком мал», «Тебе будет тяжело», «Ты не справишься, дай, я все сделаю сама», «Не смей трогать — поранишься» и т. д.

Малыша ограждают от обычной жизни и все время оберегают от мнимых опасностей. В конце-концов у крохи входит в привычку даже не пытаться что-либо делать самостоятельно, ведь все всегда делают за него.

Подавление стремления к самостоятельности выливается в третирование родителей и требования все большего внимания. В итоге малыш не может нормально общаться с другими детьми и может превратиться в маленького невротика.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Такой неправильный метод воспитания ребенка может привести в будущем к развитию инфантилизма, проявляющемуся в демонстрации черт, свойственных ребенку, таких как капризность, замкнутость, излишняя обидчивость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другой ошибочный метод воспитания — это частичное, а порой даже и полное самоустранение взрослых от поддержки и одобрения всех самостоятельных действий ребенка. Девизом такого воспитательного метода является утверждение — «сам научится со временем».

Не поощряя и не замечая самостоятельных стремлений ребенка сделать что-то самому, родители порой очень сильно тормозят в нем процессы развития. У ребенка исчезает стимул приобретать новые знания и навыки. В таких случаях, ребенка необходимо почаще хвалить и ни в коем случае не ругать, если какая-нибудь самостоятельная попытка закончится не очень удачно.

Но кроме этих ошибок, есть и другие, о них вы сможете узнать в бесплатном курсе врача-гинеколога Ирины Жгаревой «Естественное родительство: мифы и рифы».

Сюжетная игра – лучший путь к развитию (3-года)

Наступает младший дошкольный возраст. И малыш уже сознательно начинает стремиться к своей независимости. А развитие самостоятельности ребенка в данном случае зависит от отношения родителей к процессу воспитания. Кроха проявляет интерес к взрослой жизни, к делам родителей, многое умеет. Наступает пик развития самостоятельности. Он уже многое знает и имеет основные навыки. Поддержите его, дайте ему чуть больше свободы.

Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план в этом возрасте. Дети берут на себя знакомые им роли и играют. Обычно они представляют маму или папу. Малыши повторяют действия и сценки, которые они видели и запомнились им. Хорошо развивать самостоятельность ребенка, предлагая разные истории и развивая их по знакомому ему сюжету. И самое интересное, что малыш может по-настоящему вообразить себя капитаном корабля, запуская кораблик в тазике. Это не только развитие самостоятельности, а еще фантазии, воображения и интеллекта.

Читайте также:  Почему у новорождённого трясётся подбородок

У малыша в этом возрасте, помимо освоенных основных навыков самообслуживания, появляется новый момент. Ребенок уже в состоянии позаботиться о ком-то из членов семьи. Например, может помочь маме нести из магазина продукты (конечно что-то легкое). Или убрать со стола тарелки после обеда. Также уже можно объяснить, что мама устала и малыш может поиграть самостоятельно. Рекомендую к чтению это издание и еще одно.

Помимо всего прочего, маленький человечек учится принимать самостоятельно решения и даже оценивать свои поступки. Позвольте ему это делать. Предложите выбрать ему что-то самостоятельно. Например, в садик шорты одеть синие или желтые. Заплести хвостики или косички. Самый простой выбор уже будет учить малыша самостоятельно принимать решения. В том числе, он будет понимать в последствии, что удобно, а что нет. И даже в связи с погодными условиями начнет определять, что нужно надеть.

И вот настает уникальный момент, когда малышу уже можно поручать определенные обязанности. Они могут касаться быта семьи. Это может быть протирание пыли, поливка комнатных растений. То есть пусть будут дела, которые малыш может делать сам даже без вашего контроля.

Советы психолога

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

  • спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
  • хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

  • обсуждайте с ребёнком школьную жизнь, а не только оценки. Какие традиционные вопросы у родителей, когда сын или дочь приходит из школы? Правильно: что получил сегодня и не нахватал ли двоек. А ведь можно спросить, что нового и интересного узнал ребёнок за день, какой урок и какой учитель понравились ему больше всего и много других более важных вещей, чем оценки;
  • ребёнок хочет самостоятельности? Предоставьте её. Пусть самостоятельно собирает портфель, готовит домашние задания и без напоминания заводит будильник. Это – его зона ответственности;
  • как и в любой другой период возрастного кризиса будьте последовательны. Если что-то запрещаете, значит, запрещаете всегда, при любых условиях;
  • не делайте ребёнка заложником ваших нереализованных желаний. Если вы до ночи сидите с ним за уроками, заставляя переделывать снова и снова при малейшей ошибке – это ваши амбиции. Если ребёнок хочет играть в футбол, а вы отдаёте его в танцы, потому что сами мечтали ими заниматься – это тоже ваши амбиции. Позвольте сыну или дочери жить своей жизнью: выбирать увлечения по душе, совершать ошибки, познавать мир на собственном опыте;
  • чёткий режим дня облегчит и вашу жизнь, и жизнь ребёнка. Время использования гаджетов тоже должно быть ограничено;
  • 7-летний ребёнок и так сталкивается с большим количеством требований в школе. В ответ на ваши «надо», «быстро», «сделал» он может проявить резкую негативную реакцию. Поэтому старайтесь доносить информацию в виде просьб и спокойным тоном;
  • не заостряйте внимание на ошибках ребёнка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает;
  • если симптомы кризиса 7 лет ярко выражены, ребёнок не хочет идти в школу, ведёт себя агрессивно и грубит, обратитесь за помощью к школьному психологу.
Советы психолога

Кризис 7 лет – вполне закономерное событие в жизни ребёнка. Исследования психологов давно показали, что те дети, которые имели явные кризисные симптомы, впоследствии лучше адаптировались к школе, нежели те, у кого наблюдались «стёртые» проявления. Поэтому не нужно бояться возрастных кризисов. Это ещё одна ступенька в развитии вашего ребёнка, которая поможет ему стать взрослее!

Читайте также:  Диарея у ребенка: выявляем признаки и причины, лечим малыша

Читайте также о воспитании младшего школьника:

  • Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям
  • Ребёнок закатывает истерики – что делать родителям
  • «Моего ребёнка побил другой»: как реагировать на детские драки?
  • Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?
  • «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

3

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

Родителям придется самим выполнять все данные обещания

«Сказал – сделал» – первый принцип важной черты. Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью

Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда. Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.