Как родители могут помочь застенчивому ребенку

Пятилетняя Эля пришла с мамой на консультацию к психологу. Девочка смотрит в пол, не поднимая глаз, не отвечает на обращенное к ней «Здравствуй». Оказавшись в кабинете, она поворачивается спиной к психологу и прижимается к матери. «Вот видите, — вздыхая, говорит та, — она такая застенчивая!»

Почему ребенок неуверенный в себе или какие задачи будут правильными? 

Перед ребенком необходимо ставить правильные задачи, которые будут отвечать его возрасту и его возможностям. Конечно же, это не говорит о том, что родители должны подстраиваться под ребенка или уступать ему во всем, но и не должны требовать слишком много. Если вы просите помыть шестилетнего сына посуду, то не стоит ставить слишком жирную сковороду ему в мойку. Начните с того, что кроха сделает без труда, а потом, показывая своим опытом, как и что происходит, если посуду мыть с моющим средством и в чуть горячей воде.

ВАЖНО! Первый опыт ребенка – это его первые шаги к уверенности.

При этом родители должны понимать, что если давать ребенку слишком легкие задачи, то цель уверенности не будет достигнута, ведь ребенок будет себя чувствовать слабее, чем есть на самом деле. Таким образом, чтобы у вас не появился ребенок неуверенный в себе – давайте задания по его способностям!

Также не стоит забывать постоянно, но очень постепенно увеличивать сложность задачи перед ребенком. Но только по мере достижения его успехов. Чтобы ребенок не стал стеснительным и неуверенным в себе, очень важно не перегибать палку и не торопить события! Но помните и то, что если эти самые задачи все время будут оставаться на одном и том же уровне, у ребенка просто не будет возможности развиваться. А это говорит о том, что уверенность тоже не будет расти.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле в 2019 году

Включаем сирену!

Младенцы, как правило, непредсказуемы. Иногда они охотно идут на руки к чужим, с удовольствием пускают слюни на наряды гостей и машут ручкой тетям во дворе.

А порой ревут белугой при одном только появлении на горизонте постороннего. Некоторые дети встречают чужаков слезами с завидной регулярностью, заставляя родителей тревожиться — неужели с нашим малышом что-то не так?!

Может быть, мы недостаточно развиваем его, хотя и показываем ему карточки по методу Глена Домана? Или не бережем от психологических травм — вдруг на ребенка так повлиял наш позавчерашний разговор на повышенных тонах?

Включаем сирену!

А может мы слишком замкнуты в своем домашнем мирке — даже бабушка и та навещает нас от силы раз в месяц?

В подобных рассуждениях родителей есть и доля истины, и доля преувеличения. Конечно, если карапуз изо дня в день общается лишь с одним-двумя членами семьи и больше никого не видит, если ребенок растет в неблагоприятном психологическом климате и недостаточно развит для своего возраста, это плохо.

Скорее всего, такой ребенок будет пуглив и диковат. Но это не значит, что каждый младенец, замкнутый при посторонних, действительно испытывает серьезные проблемы, требующие коррекции.

Скромный малыш может расти и развиваться совершенно нормально и при этом все равно плакать при виде чужих людей — ведь это всего-навсего одно из проявлений инстинкта самосохранения. У одних детишек он выражен острее, им требуется больше времени, чтобы оценить степень угрозы и привыкнуть к новому человеку.

Другие более спокойны, безмятежны и общительны. Но и то и другое нормально. Инстинкт самосохранения заложен самой природой — также мы боимся, например, огня и других опасностей. По мере привыкания к тем или иным людям ребенок поймет, что ему ничего не угрожает, и будет вести себя дружелюбнее.

Включаем сирену!

Однако у таких крох память короткая, и не исключено, что после длительной разлуки «заводить дружбу» придется сначала. Например, человек, появляющийся в вашем доме реже двух раз в неделю, каждый раз воспринимается младенцем как незнакомый.

Читайте также:  Грудное вскармливание: правила кормления новорожденных

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями.

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи — строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения — теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

Правила общения с застенчивым дошкольником

Рекомендации родителям застенчивого ребенка помогут подготовить его к стрессовым ситуациям.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме — не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта — целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.
Читайте также:  Контагиозный моллюск: как убрать его и вылечить ребенка

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Волнующие вопросы

Волнующие вопросы

Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них.