С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.
Какие нужны книги
Ребёнок открыл книгу и сразу же тычет пальчиком: «Мама, смотри!». Вот такие иллюстрации и развивают речь:
- понятные и близкие детям. Картинки того, что они любят и хорошо знают;
- смешные и необычные. Дети любят шутить и фантазировать, с удовольствием поддерживают эту творческую игру;
- динамичные и сюжетные. Если уж и надо посидеть на одном месте, то хотя бы на словах можно подвигаться, поучаствовать в чем-нибудь интересном.
На иллюстрациях книги «Курьер» много движения, все куда-то едут, летят, плывут! Поэтому хочется не только называть кто это или что это, а скорее рассказывать, кто куда спешит! Сами собой складываются фразы, сочиняются истории.
Разворот виммельбуха «Курьер»: песик Чуня застрял в пробке и не успевает доставить посылки вовремя

Животные и транспорт для большинства детей хорошо знакомые и любимые темы, поэтому в книге много известных слов, но стоит присмотреться, как найдётся что-то новое и пока ещё незнакомое. Именно так развивается словарный запас.
Лисолет, сыробус… что это? А как назвать машину, везущую улей или бочку с пропеллером? Это же словотворчество самое настоящее, которое развивает грамматические навыки, учит понимать и мастерски владеть правилами языка.
Если немного в логопедию окунуться, то можно и произношение трудных звуков тренировать, учить анализировать звуковой состав слов. Что на «А» начинается? Найди все рррычащие слова! В каких словах слышно шшшипение?
Для развития речевых навыков (я сейчас не говорю о серьезной коррекционной работе) совсем не обязательно выбирать специальную логопедическую литературу. В детской художественной литературе много возможностей, а качество иллюстраций намного лучше!
Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?
Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.
Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

- произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
- малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
- чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
- в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
- малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.
Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.
Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.
Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.
Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.
В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:
- замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
- в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
- звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас
Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».
Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.
Связность слов и предложений
Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.
Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).
Особенности упражнений для развития речи у детей
Родителям необходимо знать, какие упражнения развивают образность речи, а с помощью каких удается улучшить словарь и грамматику.
В детском возрасте одним из лучших вариантов совершенствования речи считается игра. Специалисты рекомендуют прибегать к помощи тех игр, которые способствуют формированию словарного запаса малыша, развивают его логику и помогают совершенствовать навыки связного общения. Все игры и упражнения на развитие речи в детском возрасте можно разделить на следующие виды:

- Игры и упражнения, направленные на развитие слуха. В том случае, если у ребенка возникают проблемы с различением слов на слух либо он заменяет их на другие, то в последующем ему будет достаточно проблематично представить себе облик самого слова. Развитие речи ребенка в 3 года упражнениями позволяет быстро справиться с такой проблемой, и наиболее эффективными считаются игры, направленные на развитие слуха:
- предложить ребенку назвать слова, которые начинаются с заданной буквы;
- при перечислении слов малышу следует хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит слово, которое начинается с определенной буквы;
- предложить ребенку послушать рассказ и ответить, какие слова в нем перепутались;
- необходимо изменить в слове звук таким образом, чтобы получилось новое слово.
- Упражнения на развитие словарного запаса. На самом деле, количество словарного запаса и его качество во многом зависят от уровня развития всей речи в целом. Родителям следует обязательно обращать внимание на пассивный и активный словарь ребенка. Важно, чтобы малыш умел оперировать различными понятиями и применять их в самостоятельной активной речи. Приобрести такой навык либо усовершенствовать умение помогают следующие упражнения для развития речи у детей:
- придумай как можно больше слов, которые обозначают цветы, деревья, животных и т. д.;
- на каждое заданное слово необходимо придумать определенное действие (метель – метет, солнце – светит и другие);
- нужно сравнить предметы по вкусу, цвету, продолжительности и высоте;
- предложить ребенку придумать окончания слов или предложения;
- рекомендуется как можно больше отгадывать загадок о животных птицах, деревьях, цветах и т. д.
- Игры на развитие грамматических навыков. С помощью таких упражнений удается развивать и совершенствовать грамматический строй языка. Упражнения на развитие связной речи помогут ребенку не только составлять простые упражнения и сложные конструкции, но и понимать последовательность действий в тексте:
- угадай конец фразы;
- придумай предложение из заданного набора слов;
- догадайся, какие слова в тексте потерялись;
- исправь предложение;
- придумай рассказ по картинке.
При переходе ребенка в старшую группу он должен правильно произносить все звуки родного языка. Кроме этого, необходимо вести активную работу по развитию фонематического слуха и правильной артикуляции. Избавиться от каши во рту удается с помощью скороговорок, которые рекомендуется проговаривать вместе с родителями. Кроме этого, развитие речи ребенка в 4 года упражнениями и специальными играми позволяет наладить общение со сверстниками.
Нормы речи детей разного возраста
Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.
Что говорит ребенок до 12 месяцев
Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.
Нормы речи для детей 1-1,5 года
Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.
К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.
Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.
Как должны говорить дети 2-3 лет
В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.
- Развитие речи малыша до 3 лет. Как …
- Что стоит знать родителям детей с …
- Информация для родителей
- Развитие речи у детей: как помочь …
- Развитие речи у детей: как помочь …
Что ребенок должен говорить в 3-4 года
Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.
Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.
Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].
Что дети говорят в 4-5 лет
Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.
Речь ребенка 6-7 лет
Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.
Влияет ли пол ребенка на развитие речи
Кто начинает говорить быстрее — мальчики или девочки? По статистике, речь у девочек развивается быстрее, на это влияет функционирование головного мозга.
У девчонок мозг «созревает» быстрее, чем у мальчишек, поэтому к двум годам словарный запас их больше.

А еще девочки от природы склонны много болтать — делиться впечатлениями, рассказывать что-то интересное. А мальчики стараются говорить только важное, «по делу». Да можно даже сравнить взрослых мужчин и женщин. Если первые по тому же телефону говорят пару минут с другом, так девушка с подружкой готова «висеть» часами, обсуждая, как кажется мужчинам, самые ненужные, неважные и неинтересные вещи.
Признаки нормального речевого развития у детей в 1-года
Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.


- В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
- Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
- После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
- От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
- Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
- К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
- Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
- Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
- После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
- От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
- Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
- В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
- К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.


Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.


Ориентировочные показатели развития речи у детей в 2-года
До 2 лет большинство малышей не изъясняются фразами. Общение происходит через отдельные слова, дополненные жестами. По достижении этого возраста наблюдается заметный стремительный рывок в речевом развитии ребенка. Многие «не говорящие» дети начинают активно использовать слова и обороты речи.
Можно обозначить следующие ориентировочные показатели развития речи ребенка 2 лет. В первую очередь, это понимание слов. Малышу становится понятно, о чем с ним говорят. Актуальным становится обсуждение происходящего, прошлого и будущего.
Большинство деток в 2 года способны подражать, повторять предложения, простые стишки. Кроха начинает задавать вопросы, говорить предложениями. Грамматическое построение речи не всегда правильное. Но малыш активно и охотно болтает, обозначает словом желания и действия.
Речевое развитие ребенка 3 лет совершенствуется. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, события, о которых говорят, но которые не изучены им на собственном опыте. Ему не сложно повторять не длинные стихи, поговорки, потешки.
Словарный запас в возрасте от 2 до 3 лет приближается к 1500 слов. Малыш начинает изъясняться сложными предложениями. Развиваются навыки пересказа услышанного либо произошедшего.
Произношение звуков может быть почти чистым. Как правило, отсутствует звук «р» и шипящие. Иногда малыш пропускает звуки либо переставляет слоги в слове местами.
Это средние показатели развития речи ребенка. Важно заметить не то, соответствует ли развитие крохи им, а то, наблюдается ли положительная динамика в освоении навыков речевого общения.
Развивающие занятия для детей
Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.
8 необычных детских игр и экспериментов
Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их). С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.
- Как развивать речь ребёнка от года до …
- Памятка для родителей — Средняя …
- 5 фактов о раннем развитии ребенка …
- ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат …
- Страничка учителя логопеда
Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.
Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео: