Как правильно подготовить ребенка к школе

Подготовка ребёнка к школе – важный и значимый этап в жизни ребенка и родителей. Не для кого не секрет, как подготовить ребенка к школе. Достаточно просто записать на подготовительные курсы или ежедневно заниматься самому, чтобы научить его читать, писать и считать. Но все намного сложнее обстоит с психологической подготовкой. Все родители слышали об этом, но мало кто знает, какие основные компоненты психологической готовности к школе.

Методы мотивации обучения

Какими же методами можно развить мотивацию к обучению?

  1. Ранжирование мотивов. Если ваш ребенок любит стихи больше, чем сказки, начните с ним изучать алфавит, цифры в стихотворной форме. Мотивируйте его познавать новое теми способами, которые ему больше всего подходят в этом возрасте. 2. Рассказывайте ему о школе только самые позитивные моменты. Как интересно быть школьником, как много друзей у него будет. Сколько новых знаний он получит и будет знать ответы на все вопросы. Пофантазируйте, будто он директор школы или создает школу будущего. Пусть придумает, какие предметы они будут изучать. Расскажите, что в школе есть уроки рисования, пения, физкультура. Можно участвовать в олимпиадах, получать грамоты и награды. 3. Не ленитесь много говорить на разные темы. Об искусстве, театре, кино, живописи, музыке. Чем разностороннее будут его интересы, тем больше будет повышаться мотивация ребенка к обучению. 4. Приобщайте дошкольника к разносторонней общественной жизни. Ходите с ним в театр, на концерты, встречи, экскурсии. Расскажите о том, что в школе также часто устраивают походы и экскурсии. Покажите фотографии со своей школьной жизни. Как весело и увлекательно проводить время с школьными друзьями. 5. Отлично работает принцип мотивации: «сделал – свободен». Пусть с ранних лет привыкает к усидчивости. Выучим стих – пойдем гулять, поможешь убрать в комнате – сможешь посмотреть мультфильм. Приучайте к тому, что любое дело нужно доводить до конца. Расскажите, что в школе есть уроки и перемены. После занятия можно поиграть с одноклассниками в игры или в школьном дворе. 6. Никогда не критикуйте ребенка, хвалите заслуженно за каждое его усилие. Хвалите не за само действие, а за готовый результат. Никогда не жалейте добрых слов. Расскажите, что вам будет очень приятно, если учительница будет хвалить ребенка за его старания. Он должен знать, что вы им гордитесь.

По сути, психологическая подготовка к школе – это вся дошкольная жизнь ребенка. За это время нужно научить его быть внимательным, подключать воображение, развивать память, речь и восприятие. Также немаловажным компонентом психологической готовности к школе является восприятия самого себя, своего социального положения в коллективе. Именно поэтому, посещение детского сада является очень важным условием психологической подготовки к школе.

Общие рекомендации родителям

Сейчас используются инновационные формы подготовки детей к школе в детсадах, в кружках, в самой школе. Однако влияние самих родителей на воспитание малышей очень велико. Здоровье крохи, такие его состояния, как эмоциональные, психологические — подготовка ребенка к школе должны учитывать все эти моменты. Атмосфера семьи формирует психоэмоциональное состояние.

В случаях, когда ребенок гиперактивен, легко возбудим, необходима консультация для родителей совместно с малышом у психолога и педиатра. При подготовке ребенка к школе советы родителям, данные педиатрами, психологами, позволят добиться оптимального результата.

Занятия с детьми проводить только в игровой форме. Таким образом у детишек будет сформирован интерес к накоплению знаний. Задания по подготовки детей к школе должны заинтересовать непосед.

По времени занятия не должны длиться более 15 — 20 минут для крохи 5 — 6 лет. Длительность упражнений, занятий зависит от возраста малыша, а также его физического состояния. Если кроха болен, капризничает, то занятия лучше просто перенести на другое время.

Чередуйте различные виды занятий. Между изучением цифр и букв обязательно устройте маленький урок физкультуры или рисования. Устраивайте физминутки, короткие разминки во время занятий. При долгом сидении на одном месте у детишек увеличивается нагрузка на позвоночник, возникает чувство усталости. Если чадо жалуется на боль в спине, необходима срочная консультация для родителей у ортопеда.

Читайте также:  Детская психология. Основные этапы детства

Для занятий лучше всего использовать учебные пособия с яркими материалами. Книги для чтения должны быть с красочными четким иллюстрациями. Сложность материала должна расти постепенно, по мере освоения предыдущей темы.

Важно! Нельзя наказывать детей за отказ заниматься. Не стоит кричать, оскорблять кроху, тем более запрещено применять меры физического воздействия на малыша. Главная задача родителей — привить интерес к знаниям, к самому процессу познания. Наказаниями любовь к школе привить невозможно.

Вспоминаем цифры и счет

(по материалам тетрадей «KUMON. Учимся считать от 1 до 30», «KUMON. Учимся считать от 1 до 120» и «KUMON. Игры с числами от 1 до 150»)

Еще один важный для первоклассников навык — знание цифр и умение считать. В его освоении помогут тетради Kumon. Все задания в них основаны на игре. Ребенок не просто учит цифры, а выполняет веселые задания, например, соединяет картинку по точкам или проходит лабиринт, состоящий из цифр.

Вспоминаем цифры и счет

Задание из тетради «KUMON. Учимся считать от 1 до 30»

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику?

На собеседованиях педагог, психолог и логопед проверяют, насколько развиты базовые навыки ребёнка: память, знание окружающего мира, логика, счёт, речь. К 6–7 годам он уже должен:

  • Помнить своё имя и фамилию, день рождения, возраст, знать, как зовут маму и папу, их профессии, адрес и владеть другой базовой информацией. Также требуется знать наизусть несколько стихотворений, уметь запоминать картинки и угадывать их.
  • Считать минимум до десяти, решать простые задачки и загадки, распознавать геометрические фигуры.
  • Выделять общие признаки у предметов и их отличия, уметь работать с ножницами и линейкой, рисовать чёткие линии и разукрашивать не выходя за контур.
  • Уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных, находить их в разных частях слова, подбирать слова на любую букву и делить их на слоги.
  • Читать короткие предложения и понимать их смысл, запоминать и пересказывать небольшие истории, а также самостоятельно составлять рассказы по картинкам и высказывать мнение по заданной теме.
  • Владеть связной, фонетически и грамматически правильной речью, подбирать и произносить слова, выделять звуки, грамотно строить предложения, чётко и ясно излагать свою мысль.

И если со счётом и базовыми навыками у детей редко бывают проблемы, то по русскому языку и развитию речи практически всегда требуется дополнительная подготовка.

Для успешного начала учебы в школе требуется: • правильно держать ручку и карандаш в руке; • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; • копировать с образца геометрические фигуры; • уметь продолжить штриховку рисунка; • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.