Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше

Пожалуй, главное, что нужно знать родителям: детские истерики — это нормально. Когда желания и возможности в конкретной ситуации не совпадают, тогда случается истерика.

Как пережить кризис полутора лет у ребенка?

Ну во первых, дети в таком возрасте еще слишком маленькие, и наверняка просто еще многого не понимают, так как для детей полтора года, все что они не хотят, должно сбываться. Приучать ребенка к этому не нужно, однако что же делать?

На мой взгляд, для начала следует обратить внимание на желание малыша. Что он хочет? Если его желание вполне выполнимое, и принесет хоть малейшую пользу для вас или для ребенка ( например, детская комната с игрушками, за 100 рублей, способна обеспечить родителям час другой отдыха). Если же пользы от каприза ребенка вы не видите, то не стоит сразу же кричать на малыша, ссылаясь на то, что вы не обязаны выполнять все его приказы, ведь это может сильно его ранить.

Никто, конечно, не говорит, что вы обязаны выполнять всего его капризы, будь-то поход куда-то, сладость. Дети в таком возрасте многого хотят, и например не знаю цену деньгам, и что не менее важное — родительским силам. Дав слабину сейчас, ребенок будет относиться к вам уже не так хорошо, однако побаловать свое чадо тоже нужно.

Думаю, что стоит говорить и нет, однако не сразу. Взвесьте все. Если вы заняты, а ваш ребенок просто подошел со своей просьбой просто не в нужный момент, то не отсылайте его, а попросите подождать, либо просто скажите, чтобы он подождал. В дальнейшем, вам это поможет, гарантирую.

Что же касается воспитания, то каждому родному человеку, вы должны уметь говорить «нет». Иначе ребенок, будучи намного старше, просто не будет понимать этого слова, как собственно и вы.

Лев Семёнович Выготский выделял следующие возрастные кризисы развития:

  • кризис новорождённости;
  • кризис одного года;
  • кризис трёх лет;
  • кризис семи лет;
  • кризис тринадцати лет;
  • кризис семнадцати лет.

В современном информационном мире возрастные периоды размыты, а возрастные кризисы несколько сдвинуты: ребёнок развивается в интеллектуальном плане быстрее, тогда как в социально-эмоциональном, наоборот, медленнее. И всё же, рассматривая особенности дошкольного периода, мы предлагаем вам, уважаемые родители, заострить своё внимание именно на возрастных кризисах.

Что необходимо знать родителям об особенностях раннего и дошкольного возраста

Ранний возраст начинается после года и длится примерно до трёх лет. Ведущий вид деятельности — действия с предметами (в младенчестве ведущей деятельностью было эмоциональное общение). Этот возрастной период связан с активным взаимодействием ребёнка с окружающим миром: предметами, людьми, ежедневными открытиями. Организм ребёнка меняется очень быстро. В этом возрасте уже начинают формироваться привычки: причём как полезные (умываться, чистить зубы и т.д.), так, к сожалению, и вредные (ковырять в носу, например).

Этот возраст наполнен движением: ребёнок ни минуты не сидит на месте, он всё время передвигается, что-то берёт и открывает. Родителям нужно внимательно следить за безопасностью пространства, не ограничивая при этом возможность ребёнка познавать мир. Это возраст активного развития речи! Важно, чтобы малыш слышал правильную и красивую речь родителей, которые не «сюсюкают», а разговаривают с ним грамотно и уважительно. Развитию речи и интеллекта способствует развитие мелкой моторики. Родителям необходимо обеспечить возможность манипулирования с мелкими предметами (шнурками и т.д.), конечно, не забывая про безопасность и стремление ребёнка всё сунуть в рот.

Читайте также:  Все о гороскопе ребенка по дате рождения: знак Зодиака Дева

Дошкольный возраст — 3-7 лет. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Именно игра является для дошкольника основным способом приобретения знаний и представлений об окружающем мире, ресурсом для усвоения правил поведения в обществе, а главное — самой комфортной и интересной формой взаимодействия со сверстниками и взрослыми, так как именно в процессе игры воспроизводится смысл человеческой деятельности и отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Процесс обучения в дошкольном возрасте эффективно организовывать через игру, не заставляя ребёнка заниматься, а вовлекая его в игровой развивающий процесс.

В дошкольном возрасте активно развивается мышление — от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.

Дошкольный период — один из важных периодов становления личности, который включает в себя освоение системы норм поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение (контролируемое, способное к саморегуляции).

Начинается процесс осознания себя. Ребёнок учится оценивать свои действия, осознавать собственные чувства.

Что необходимо знать родителям о возрастных кризисах

Кризис трёх лет. Эльза Геллер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:

  1. Негативизм. Ребёнок отказывается вообще подчиняться не¬которым требованиям взрослых.
  2. Упрямство. Это реакция на своё собственное решение. Ребёнок настаивает на своём требовании, на своём решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  3. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  4. Своеволие. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослого (в намерениях, замыслах).
  5. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  6. В семье с единственным ребёнком встречается стремление к деспотизму.

Заметим, что именно из новообразований описанного кризиса у ребёнка возникает стремление к самостоятельности. Очень важно, чтобы взрослый, деятельность которого является для него ориентиром, создавал условия для экспериментирования с разными предметами (например, позволяя маленькому помощнику вывозиться в муке, подражая маме, которая лепит пельмени).

Родителям необходимо также помнить о том, что переход от дошкольного возраста к младшему школьному будет сопровождаться ещё одним кризисом — кризисом семи лет, который связывают с утратой наивности и непосредственности, присущей дошкольнику. С ребёнком теперь стоит выстраивать диалог в ещё более уважительной форме, объясняя, почему надо поступать так или иначе, необходимо отказаться от ожидания беспрекословного подчинения.

Возможно, следует скорректировать контекст требований и ограничений, расширяя границы самостоятельности, но не допуская вседозволенности.

Будьте здоровы!

Поделись ЭТОЙ записью!

Рубрика: Рубрика:ДетиМетки: Метки:детский сад, памятка родителям

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Известный детский врач Е. Комаровский также не обходит вниманием проблему кризиса пяти лет и детского непослушания в целом. Советы специалиста по коррекции поведения ребенка в первую очередь касаются его родителей. Маме и папе важно проявлять единодушие в воспитательных вопросах – если отец запретил, мать не должна разрешать, и наоборот.

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Нельзя идти на поводу у истерик. Если малыш поймет, что слезами может добиться желаемого, то со временем это превратится в его главный козырь. Наказания за проступки должны отвечать главным условиям – обоснованность (он должен понимать, за что наказан), спокойствие (крики и шлепки не способ убедить малыша, так родители «сбрасывают пар») и своевременность (наказывать нужно сразу или никогда).

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Истерика началась — простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Читайте также:  9 советов по уходу за новорождённой девочкой

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду».

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Ты разозлился, но я буду рядом и я поддержу тебя.

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Слушай, а что мы можем сделать? А я могу тебе как-то помочь? А ты себе можешь как-то помочь?

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему.

Читайте также:  Молочница у детей, формы и лечение молочницы у детей \ Что нужно знать родителям?

Как легко и правильно пережить кризис года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>