Как научить ребенка считать? Методика обучения счету

Устный счет — навык, который пригодится ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни. Если вы до сих пор сомневаетесь, стоит ли учить детей считать в уме, вот веские причины:

С какого возраста правильно начинать

Оптимальный возраст начала обучения счету – 2-3 года. Естественно, не стоит ожидать, что начав в два года, к трем малыш начнет в уме умножать шестизначные числа. Нет. Максимум первого года обучения – это понятия один/много и умение считать до 10. Можно и большему научить. Но не нужно. Не стоит излишне загружать мозг ребенка. Обучение должно идти легко, ненавязчиво, в игровой форме. Если прогресс заметен, если карапуз не противится занятиям, если сам с удовольствием тащит дидактический материал и просит позаниматься, то пришла пора поднимать планку.

С какого возраста правильно начинать

Важно! Не отчаивайтесь, если соседский сын уже в три года с легкостью прибавляет два плюс три, а ваш на протяжении полугода на горсть черешен говорит «один». Помните, все дети индивидуальны. Придет время – всему научится. Главное, продолжать учить считать без давления, раздражения, крика. Не отбивайте охоту учиться ни у себя, ни у малыша. Способов много, вы обязательно найдете подходящий.

С какого возраста правильно начинать

С какого возраста правильно начинать

С какого возраста правильно начинать

Общие рекомендации

Прежде чем приступить к обучению, проверьте, готов ли ребенок.

Развиваем мышление

Счет в уме требует развитого абстрактного мышления, которое позволяет человеку понимать различные концепции, работать с отвлеченными образами и понятиями.

Проблема в том, что у 5-7-летних детей оно только начинает формироваться. Это трудоемкий процесс: подростки и даже молодые взрослые продолжают развивать абстрактно-логическое мышление в течение долгого времени.

Поэтому необходимо задействовать наглядно-образное мышление с опорой на конкретные зрительные образы — так ребенку будет легче понять, что от него требуется:

  • используйте счетные палочки, магниты и картинки для изучения математики;
  • просите показать цифры, которые вы называете — пусть это станет ежедневным упражнением;
  • связывайте их с понятиями, уже знакомыми малышу (3 богатыря, 5 пальчиков на руке, 7 гномов);
  • вместе рисуйте объекты, по которым можно запомнить цифры (8 ног у паука, 4 — у кота);
  • спрашивайте, какие цифры есть рядом с вами прямо сейчас — вывески, ценники, номера;
  • чаще употребляйте их в речи: «Тебе сейчас 5 лет, в следующем году будет уже 6. А сколько Маше?»
Общие рекомендации

Основы арифметики

Прежде всего убедитесь, что малыш свободно считает до 10 и обратно, иначе дальнейшие упражнения будут даваться тяжело. Затем можно осваивать базовые арифметические действия.

Читайте также:  Воспитание ребенка 4 5 и 6 лет советы психолога

Расскажите и покажите, что такое состав числа: оказывается, 4 яблока — это и 3+1, и 2+2. Положите их на стол и детально продемонстрируйте каждый пример.

Постепенно можно перейти к вычитанию и умножению. Дети должны знать понятия «больше», «меньше», «поровну» и понимать, для чего они нужны.

Главные правила, которые упростят занятия:

  • математика — всего лишь игра, не превращайте учебу в долгую лекцию о цифрах;
  • делайте объяснение максимально наглядным;
  • хвалите за малейшие успехи;
  • счет в уме должен стать обычным делом — считайте деревья во время прогулки, карандаши в пенале, машины на дороге;
  • регулярность и повторение материала — основа крепких знаний.

Как научить ребенка считать в уме?

Главный принцип того, как научить ребенка считать в уме – это регулярные практические занятия. Постарайтесь оградить вашего первоклассника от счета при помощи компьютера и калькулятора. Мозг, как и мышцы, нуждается в постоянных тренировках. Изучаемый с раннего детства устный счет способствует развитию умственных способностей ребенка. Многие родители, считают, что математика слишком сложный предмет для их малыша и пытаются не нагружать крох. Однако способности к математическим занятия не появляются сами по себе, они формируются благодаря занятиям и развивающим играм.

Многие родители предлагают свои способы, как научить ребенка считать в уме. Для этого можно во время прогулки, когда у него нет под рукой счетных палочек, предложить сосчитать, сколько будет, если к одному воздушному шарику прибавить еще два. Объясните, что для сложения и вычитания не обязательно использовать подручные средства, а можно считать в уме.

Попутно объясняйте ребенку понятия больше-меньше.

Выполнение в уме математических действий

Сложение и вычитание. Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 + 4, 3 + 5, 1 + 7, 2 + 6.

Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.

Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3.

Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.

Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 + 10 + 10, а 5 – это половина 10.

Умножение. Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.

Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.

Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.

Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.

Деление. Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.

При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.

Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.

Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.

Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.

Упражнения

  • Чтение “Буксиром”
Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

  • Делим на слоги

Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

  • Догоняем букву

М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

  • Как буквы подружились

Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

  • Что лишнее?

Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.

Рекомендации психологов

Чтобы обучение счету было легким и ненавязчивым для карапуза, а также быстрее принесло плоды, психологи советуют делать следующее:

  • Обязательно повторять заученные навыки. Однако при этом следует помнить, что малыши не любят, когда им устраивают экзамен, поэтому при проверке нужно обязательно включать новую информацию и игровые моменты, чтобы ребенок не нервничал и отвечал на поставленные вопросы с удовольствием;
  • Постараться научить ребенка считать и выполнять базовые операции счета до тех пор, пока он не пошел в школу. Желательно следить за тем, чтобы кроха не зубрил, а именно запоминал, как устроен механизм составления чисел из цифр, тогда никаких проблем с запоминанием и пониманием не будет;
  • С малышом нужно играть в тематические игры. Для этой цели его нужно попросить назвать цифры, находящиеся с обеих сторон нужного числа. К примеру, соседями цифры шесть, являются пятерка и семерка.
  • В занятия следует включать большое количество дидактического наглядного материала. Для этой цели можно использовать игрушки, счеты для детей, книжки с простыми счетными заданиями и прочее.
Рекомендации психологов

Чтобы крохе было легче наглядно уяснить порядок цифр, достаточно показать ему линейку. Ее можно использовать как шпаргалку, на случай, если карапуз забудет последовательность чисел.

Читайте также:  Все о дошкольном образовании или готовим ребёнка к школе правильно