Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
- Информация для родителей
- 15 способов научить ребёнка понимать …
- 21 способ помочь детям в начальной …
- 6 способов научить ребенка осмысленно …
- 12 способов сделать школьный урок …
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Как повысить скорость чтения у ребенка: способы и этапы
Их проверяют учителя и ставят детям оценку, поэтому очень важно на самом начальном этапе не запустить их, чтобы ребенок в дальнейшем без проблем преодолеть новые нормативы, которые постоянно растут, и получал положительные оценки. Поэтому помочь ребенку повысить скорость в интересах родителей.
На первом этапе ребенок должен читать минимум 25 слов в минуту, а уже по окончанию начальной школы более 120 слов. Но стоит заметить, что дети, которые медлительны в разговоре и действиях часто также и читают. Кроме этого есть и другие причины:
- Страх.
- Неуверенность.
- Маленький словарный запас.
- Отсутствие интереса.
- Сложный текст.
Определить причину и помочь повысить скорость можно обратившись в семейный клуб развития и творчества на Квалифицированные сотрудники помогут ребенку достичь высот в этом вопросе и поднять, таким образом, самооценку.

Способы повысить скорость
Их достаточно много, поэтому стоит рассмотреть самые эффективные, которые вполне можно использовать родителям для домашнего обучения:
- Игра в пиратов. Для этого родители придумывают клад и прячут его, а подсказки пишут на листе, но только в них должны отсутствовать некоторые буквы. Главное в этом случае заинтересовать ребенка, чтобы у него была цель поскорее найти сокровища. Для начала достаточно пропускать одну букву в центре на 2-3 слова, постепенно усложнив задание и пропустив первую букву. Игровая форма обязательно понравится ребенку.
- Пересказ. Прочитав фрагмент текста, ребенок должен своими словами пересказать информацию из него. Чем старше ребенок, тем больше текст. В возрасте 5-6 лет достаточно 2 предложений, а в 8-9 это может быть целая страница. Главное объем должен постепенно увеличиваться.
- Составление слов. Для этого понадобится лист бумаги, на котором пишут 4-5 букв и из них составляют слова. Повысить интерес можно соревновательным духом, а победителю достанется приз. Это пробудит азарт в ребенке и вызовет интерес, разовьет логику, мышление и внимательность.
- Скороговорки. Ребенок, которые уже умеет читать, но не в силах выговорить некоторые буквы, будет задерживаться на них и терять время, поэтому очень важно научить ребенка правильно выговаривать все буквы и только потом повышать скорость чтения. Для этого подойдут скороговорки, которые ребенок совместно с родителями заучивает и произносит.
Улучшить скорость чтения у ребенка не сложно, главное проявить терпение и внимательность, спокойно реагировать на ошибки и не прибегать к критике и сравнению.
Основные правила обучения чтению ребенка класса
Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

- Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
- Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.
Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.
- После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
- Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
- Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
- Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
Вопросы-ответы
- Кто такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
- Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
- Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
- Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
- В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
- В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
- В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
- В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
- В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
- Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
- «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.
- Главная
- Для родителей
|
Читаем дома детям. Список Литературы для детей раннего возраста
Конечно, каждый родитель выбирает книгу для чтения малышу в зависимости от предпочтения крохи. Данный список не обязателен, но поможет молодым мамам и папам в выборе литературы для маленького непоседы.
В. Бианки “Лис и мышонок”
Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”
К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик погулять”, “Мойдодыр”
С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”
Стихи Агнии Барто для малышей
Русские народные сказки
В. Сутеев “Цыпленок и утенок”
Л. Толстой “Три медведя”
С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»
- Как научить ребенка читать? Учимся …
- Как научить ребенка читать? Методики …
- 6 ошибок, которые допускают родители …
- Сайт учителя Собственниковой тренажеры …
- 10 книг о воспитании детей, которые …
А. Пушкин “Лукоморье”
Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»
Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»
Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
Серия «Для самых маленьких»:
Похожие записи:Как научить ребенка рисовать? Развитие творческих способностей у детейРазвитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методыЛепка с детьми. Простые поделки из пластилина поэтапноМузыкальное развитие детей с рождения и до 6 летАппликации с детьми в дошкольном возрасте. Техники аппликаций. Простые идеи первых Моцарта. Музыка Моцарта в развитии детей