Как и зачем развивать детей от 0 до 3 лет

Итак, в вашей семье случилось счастливое событие: родился малыш. С каждым месяцем развитие ребенка будет все интенсивнее. Кроха будет радовать семью новыми умениями, и мы расскажем, как это будет происходить. Любым родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка по месяцам до 1 года и дальше. В нашей статье мы расскажем о первых 12 месяцах жизни малыша.

Различия в развитии мальчиков и девочек

С полугодовалого возраста каждый ребенок может распознавать принадлежность человека к определенному полу. Однако, только с двух лет начинается самоидентификация по половому признаку в ходе общения со сверстниками, по принципу их поведения во время игр. Развитие мальчиков и девочек отличается по некоторым критериям.

Различия в развитии мальчиков и девочек
Навыки и умения Мальчики Девочки
Моторика Для мальчиков характерно быстрое развитие крупной моторики: бега, прыжков, удержание равновесия. Физическая активность более агрессивна и импульсивна. Для девочек – мелкой моторики: письмо, рисование, лепка.
Вербальное развитие Речь развивается по сравнению с девочками с некоторым запозданием, набор словарного запаса скуднее. Чтение – сильная сторона, способность обращать внимание на невербальные признаки – голос, интонацию. Поэтому девочки – хорошие «собеседники», с умением выражать эмоции и чувства уже на ранней стадии развития.
Умение ходить на горшок В возрасте до двух лет мальчики чаще писают в постель. Приучаются к горшку быстрее.
Первые шаги Склонность к повышенной подвижности, «авантюризму», определяет способность быстрее делать первые шаги, чтобы поскорее испытать свои силы. Для маленьких девочек характерно отставание в приобретении навыков ходьбы на 2-3 месяца в отличие от мальчиков.
Развитие речевых навыков Тяга к соревнованиям более выражена, чем у девочек, заставляет вступать в словесные споры. Девочки все равно преуспевают больше в развитии речи, опережая мальчиков примерно на 5 месяцев.
Тяга к новым открытиям Любознательные мальчики, чтобы чувствовать психологический комфорт, постоянно ищут новые открытия, с удовольствием исследуют все неизведанное, ранее непонятное. Девочки предпочитают более спокойное времяпровождение, менее подвижные игры. Им гораздо интереснее заниматься обустройством своего «укромного уголка» с расставлением игрушек, перебиранием любимых вещей.
Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже с момента рождения можно говорить об отставании в развитии мальчиков от девочек с разницей в 3-4 недели. Но к началу подросткового возраста этот разрыв полностью стирается. Хоть юные сверстницы вступают в увлекательный этап взросления раньше, мальчикам природа подарила возможность наслаждаться прелестями беззаботного детства на несколько лет дольше.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Органы чувств

Помимо двигательной активности, очень важно и развитие органов чувств малыша, ведь зрение и слух – это основные двигатели «эволюции» грудничков.

Зрение

Глаза у младенца на втором месяце жизни постепенно начинают видеть так, как положено. Развитие ребенка в 2 месяца идет активными темпами. Мышцы органов зрения постепенно крепнут, и он уже может дольше фокусироваться на объектах, провожать взглядом движущиеся предметы и даже узнавать лица родных ему людей.

В отличие от новорожденных, дети в 2 месяца уже могут различать контрастные яркие цвета, поэтому вы можете использовать яркие игрушки, продолжая тренировать глазки малыша. Привлекайте внимание грудничка красными, зелеными и желтыми объектами, постепенно смещая их в сторону. Ребенок будет не только провожать их взглядом, но и делать попытки поворачивать головку.

Вместе со зрением развивается и слух младенца. Он уже может определять, откуда исходит звук, и может различать по голосам родителей и близких. Это происходит потому, что околоплодные воды, присутствовавшие в первый месяц жизни в среднем ухе, постепенно всосались, и из-за этого качество получаемого звука улучшилось. Кроме того, развивается и мозг малыша, и он начинает понимать причинно следственные связи, если потрясти в стороне знакомой малышу погремушкой, он подумает, откуда исходил звук, и повернется в том направлении.

Развитие мальчиков и девочек: в чем разница

Родители и педиатры указывают на различия в развитии мальчиков и девочек. Это не «золотые правила», но встречаются зачастую. Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, но ходить начинают позже на пару месяцев. Также они начинают говорить позже на 4-5 месяцев. Особенно это заметно родителям разнополых двойняшек.

Мальчишеский слух острее примерно до восьми лет, но девочки демонстрируют большую чувствительность к шуму, они больше раздражаются от дискомфорта.

Играя, девочка чаще прибегает к ближнему зрению, размещая игрушки перед собой – они удовлетворены ограниченным пространством (домики, куклы, кормление мягкой игрушки и т.д.). Мальчишеские игры обычно занимают больше места. Как это выглядит на практике? Катание машинки по всему дому, беготня по диванам, лазанья по деревьям.

С раннего детства отличаются рисунки разнополых детей. Малышки чаще изображают цветы, кукол, а мальчики машины, битвы.

Имеются различия и в обучении. В дошкольном возрасте и первых классах речь девочек развита лучше, однако мышление мальчиков более нестандартно и необычно (это помогает им находить неожиданные решения различных задач).

Обычно девочка обладает более беглой речью, быстрее читает и ее почерк красивее, а мальчику проще дается решение кроссвордов, подбор словесных ассоциаций.

Считается, что мальчишки отстают в развитии от одноклассниц, и их детство длится дольше. Уже в семилетнем возрасте девочка психологически чувствует себя на год старше сверстников мужского пола. Однако впоследствии эти границы стираются. Несмотря на то, что мальчики отстают в развитии по многим аспектам, в будущем это теряет актуальность.

Аргументы «за»:

  • Мир вокруг нас постоянно изменяется, в последние годы очень стремительно. Чтобы ребенок вырос конкурентным в этом мире, успевал усвоить необходимые ему знания, наконец, не потерялся в лавине информации, его нужно развивать с младенчества;
  • Сторонники раннего развития справедливо полагают, что не лишают детей детства. С помощью правильной методики, которая будет учитывать индивидуальные особенности малыша, можно сделать его ранние годы по-настоящему яркими, насыщенными и интересными. Важно, чтобы развитие происходило естественно, стало частью игры. Все нужно пробовать и «примерять» на себя. Если ребенку перестало быть весело и интересно, просто пробуйте другую методику или комбинируйте их;
  • Методики развития помогают вовремя увидеть у малыша яркие способности, склонности и интересы. В итоге ребенок вырастет человеком, который знает, что хочет от жизни, что ему нравится, а что нет. Гораздо проще быть успешным в том, что гармонично твоему внутреннему миру. Постоянные метания и поиски себя во взрослом возрасте – это не про таких детей.

Познавательное развитие ребенка 2,лет

Ребенок двух с половиной лет уже подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках, подбирает по образцу.

Малыш ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. Ориентируется в различных по величине формах.

Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей, по показу. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих тоже по показу.

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Малыш уже неплохо держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал или вылепил.

Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе.

В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником, действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий. Подражает игровым действиям другого ребенка. Проявляет воображение.

Проявляет конструктивную деятельность — строит из кубиков разной формы и величины дом, забор. Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками. Экспериментирует в игре. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы.

Сообщает о физиологических потребностях.

Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика

Дневной покой сохраняется, и очень необходим пару раз в день, первый дольше второго.

Громадное значение имеет приучить карапуза к четкому распорядку.

Отдыхать следует с приоткрытым окном, а в теплое время разрешается укачивать крошку на летней мансарде на даче или в коляске на балконе.

Кормление поддерживается многоразовым четырех — пяти.

Завтрак: каша, яйца, творожки, овощи, рыбное или говяжье пюре.

Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика

Из напитков – молочко, чай, заваренный на травах

Обед: супчик из мяса, кисель, компот из сухофруктов

Полдник: Кисломолочные продукты с добавлением печенья, фруктов.

Ужин: легкий и легко усваиваемый (творожок, банан)

Ночное скармливание по надобности

Перерыв между приемом пищи насчитывает около четырех часов.

Зубиков к этим годам увеличивается, даже появляются уже коренные, поэтому в рацион чуть добавляется более твердая пища (хлеб, печенки).

Прогуливаться не мешает многократно по полтора часа, а летом и все 2, 5.

Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика

Мыться довольно в неделю два — три раза.

Ребятишки обожают купаться и поплескивать в воде комфортной температуры, поэтому проблем не возникнет.

Также рекомендуется вводить закаливание (мокрое полотенце, перед тем как собрались полдничать).

Дети от до лет. Развитие речи.

Дети в этом возрасте понимают намного больше, чем могут сказать. Они любят слушать, как беседуют взрослые. Но иногда им может быть трудно выразить, что они хотят сказать. В итоге они все еще часто прибегают к помощи жестов.

Между 18 и 24 месяцами дети начинают говорить больше. Они используют простые слова, но с ними уже можно побеседовать. И это так приятно!

Между 2 и 3 годами активный словарь лавинообразно растет. Дети начинают использовать фразы. Хотя, первые фразы могут состоять всего из одного слова. Например, «парк» — может означать «Пойдем сегодня гулять в парк?».

Если Вы хотите узнать больше о речи ребенка от 1 года до 3 (4) лет, приглашаю Вас на бесплатный видео-тренинг «Как самостоятельно проверить речь ребенка за 5 дней».

  • Поделиться
  • по электронной почте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google

Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет

В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:

  • Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
  • Имена родных;
  • Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
  • Размеры (большой/маленький);
  • Птиц, животных;
  • Явления природы;
  • Несколько видов деревьев, цветов;
  • Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.

Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.

Читайте также:  Как научить ребенка играть самостоятельно: основные правила