Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей

Игрушки способствующие развитию мелкой моторики, популярны среди родителей. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить своими руками.

Сортер

Сортер – это коробочка, в которую нужно засовывать различные фигурки. Он способствует развитию внимания и усидчивости у ребенка. Вкладывание фигурок в соответствующие по форме и размеру отверстия развивает мелкую моторику и тренирует глазомер. Кроме того, в процессе игры ребенок знакомится с различными геометрическими формами, цветом и размером предметов. Такую игрушку можно сделать своими руками. Для этого вы можете посмотреть несколько интересных идей по созданию игрушек-сортеров здесь. А ещё нам понравился забавный сортер в виде слоника, который можно сделать собственноручно из того, что есть под рукой.

В чем смысл игры

«Шнуровка» — это  развивающее занятие для малышей с одного года. По мере развития ребенка она усложняется. Её активно используют для детей 2–3 летнего возраста, так как именно в этот период активно развивается речь.

В зависимости от возраста, для которого она предназначена, игра бывает очень простой и довольно сложной. Наипростейший вариант – это доска с двумя или тремя небольшими отверстиями, через которые необходимо протянуть палочку или веревку. Более сложная шнуровка уже имеет больше дырочек.

Эта занимательное занятие займет максимум свободного времени ребенка, так как такие упражнения очень увлекательны для них. Не забывайте хвалить маленького ученика, как только у него все получится.

Упражнения с бумагой

Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

  • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
  • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
  • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
  • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.
Упражнения с бумагой

Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев. Даже если у вас остались ненужные книги или журналы, не давайте их на растерзание маленького исследователя: неуважительное к ним отношение он перенесет на любые другие книги. Кроме того, нередко кусочки книг могут оказаться во рту у малыша, а типографская краска отнюдь для него не полезна. Лучше покажите, как перелистывать страницы книг. Это также отличное развивающее упражнение, которое учит малыша захватывать тонкие и непослушные страницы. Начните с картонных страниц и постепенно уменьшайте их плотность.

Читайте также:  Злюсь на грудного ребенка, а он же ни в чем не виноват

Массаж рук для развития мелкой моторики

На ручках у малыша расположены рефлекторные точки. Они посылают импульсы нервной системе крохи. Поэтому тактильные упражнения (связанные с прикосновениями к ручкам ребенка), развивают мелкую моторику.

Детям старше года можно предложить самостоятельно помассировать ручки. Делая упражнения, ребенок может поработать кулачком, походить пальчиками по ножкам или столу, похлопать в ладошки, сложить руки в замок.

К массажу можно добавить ряд интересных и полезных упражнений, которые улучшат моторику и придутся по вкусу малышу. Лепка из глины, теста или пластилина помассирует нервные окончания на пальцах и ладонях малыша. Можно предложить ребенку собрать мозаику. Подойдут даже простые бусины на нити, которые кроха будет перебирать пальчиками.

Эффективнее делать массаж, сопровождая его веселыми детскими стихами, игровыми моментами. Это поможет не только улучшить процесс развития, но и поднимет крохе настроение, превратит ежедневную процедуру в увлекательную игру с мамой.

Например:

«Семейка».

(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)

Первый пальчик-дедушка, Второй пальчик-бабушка, Третий пальчик-папочка, А четвертый-мамочка, Пятый пальчик-Я, Вместе мы семья.

(В конце стишка делаем из ручек «замок»)

«Сорока-Белобока»

(Мама проводит своим пальцем по детской ладошке, приговаривая стихи)

Сорока-Белобока каши наварила, Каши наварила, деток накормила.

(Далее, на каждую строку прижимаем пальчик к ладошке, первым мизинец)

Первому дала кашку, И второму ложку, Третьему немножко, Четвертому дала, А пятому не дала:

(Теперь по очереди обратно разгибаем каждый пальчик)

Ты нам дров не нарубил, И воды не наносил, Печку ты не затопил, Кашу нам не наварил, Не получишь ничего.

(На последней строчке можно хлопнуть ладошками и развести ручки в разные стороны)

«Кулачок»

Первый пальчик, как малыш, (Прижимаем к ладошке мизинец)

А второй —он слаб, как мышь, (Прижимаем безымянный)

Третий пальчик —очень длинный, (Прижимаем средний)

А четвертый —самый сильный, (Прижимаем пальчик указательный)

Пятый — словно толстячок, (Большой прижимаем к ладони)

Их всех вместе —в кулачок! (Ребенок сжимает кулачок)

«Замок»

На двери повесили замок, (пальчики сжимаются в замок)

И никто его открыть не смог! (Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)

Потянули дружно мы его, (Тянуть в стороны)

Покрутили, повертели мы его, (Вращаем ручки)

Читайте также:  Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Что умеет ребенок? \ Что нужно знать родителям?

И когда стучать устали (Стучим основанием ладошек)

Отворили мы его! (Ручки раскрываем)

Календарь развития мелкой моторики

Психомоторное развитие ребенка в первые месяцы жизни

Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.

Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.

Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.

Календарь развития мелкой моторики

Возраст Мелкая моторика
0-4 месяца Ребенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы.
4-12 мес. Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту.
1-2 года Уверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами.
2-3 года Определяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы.
3-4 года К 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы.
4-5 лет Начинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги.
5-6 лет Все полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе.

Что умеет делать ребенок руками в раннем детстве

Приведем список некоторых навыков-«маркеров», которые показывают, как развивается рука с года до двух и с двух до трех лет. С года до двух лет

Ребенок в этом возрасте:

  • хватает предмет всей ладошкой,
  • перекладывает его из одной руки в другую,
  • когда рисует, использует всю руку, рисует хаотичные линии и круги,
  • к двум годам способен рисовать простые фигуры и линии,
  • мнет, разделяет, раскатывает пластилин,
  • нажимает на кнопки,
  • строит пирамиду из четырех колец без учета размера,
  • из трех маленьких кубиков строит башню,
  • проталкивает в отверстия небольшие предметы,
  • снимает, стягивает прищепки.

Если эти навыки не развиты, то сила рук и пальцев ребенка слабая, ему сложно размять кусочек пластилина, след от мягкого карандаша будет слабо выражен.

Если недостаточно развит навык обращения с предметами, то он, например, не сразу попадает пальчиком на кнопку, часто еда выпадает из ложки, долго не может надеть кольцо на стержень крупной пирамидки.

С двух до трех лет

Кроме того, что ребенок самостоятельно ест, не проливая из кружки, он может:

  • держать карандаш «щепотью», а не в сжатом кулаке,
  • надевать на плотный шнурок 3 – 5 бусин,
  • резать детскими ножницами,
  • изображать на листе дорожки, дождик, шарики,
  • мять, разделять на куски, раскатывать ладошкой пластилин,
  • лепить палочки, колечки, лепешки,
  • из строительного материала сделать дорогу, забор,
  • откручивать крышки, собирать крупу ложкой в баночку.

Если навыки не развиты, ребенок держит карандаш в кулачке, часто избегает рисования, не может самостоятельно кушать, все действия делает двумя руками.

Опираясь на эти «маркеры» возможностей детской руки, проще сориентироваться в том, какие игры, упражнения выбрать для своего ребенка.

Не волнуйтесь о том, что у малыша что-то не получается. У каждого ребенка свой темп развития. Попробуйте уделить больше внимания именно тому, что не получается. Если вы все-таки переживаете, что ребенку пора иметь какие-то навыки, но, даже уделяя внимание их развитию, эффекта не видите, поговорите со специалистом. Он поможет разобраться в ситуации индивидуально.

Игры с крупами

Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.

«Собери цыплят»

Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).

Варианты игры:

Игры с крупами
  • закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти;
  • выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить;
  • если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.;
  • также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.

Рисование рисом

Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.

Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.