Границы и запреты в жизни ребенка: 9 принципов

При воспитании ребенка не обойтись без запретов. Но что делать, если малыш не слышит слово «Нельзя» и продолжает поступать по-своему? Как восстановить понимание? Что делать, чтоб маленький забастовщик начал слушаться? Разберемся вместе.

Как возникает понимание запретов у ребенка

Младенец еще не осознает, что есть вещи, совершать которые запрещено и опасно. До того, как ребенок встал на ножки, это и не имеет смысла, ведь малыш не лезет никуда. Однако с началом ходьбы проблем у родителей прибавляется: приходится постоянно останавливать подвижного ребенка. Некоторые взрослые делают ошибку, постоянно, много раз, повторяя слово «нельзя». Избыток ведет к обратному эффекту – малыш перестает его воспринимать, это слово становится просто фоном ворчливой мамы или бабушки. В итоге управлять поведением ребенка становится все тяжелее.

  Ситуация осложняется в возрасте 3-х лет, когда наступает кризисный период. В это время многие дети резко изменяют свое поведение, перестают слушаться взрослых, иногда могут биться в истерике, если не получают то, что хотят. Резкие окрики, одергивание, использование слов с частицей «не» эффекта не имеет. Родители хотят знать, когда ребенок начинает понимать слово нельзя, чтобы его эффективно использовать. К трехлетнему возрасту малышу известны уже некоторые запреты, но ему бывает сложно контролировать себя из-за естественного любопытства, толкающего на исследования окружающего мира.

Как возникает понимание запретов у ребенка

Понимание этого слова зависит и от способов, которыми обучали ребенка, методов воспитания и воздействия. Обычно спокойные родители, которые вдумчиво и в положительном ключе объясняют ребенку, что разрешено, а что нет, добиваются наилучших успехов в воспитании, а дети быстрее понимают, что при слове «нельзя» следует остановиться.

Особенности детской психики таковы, что использовать это слово желательно в действительно опасных случаях, когда требуется обязательный запрет на действия, например, при попытках залезть в электрическую розетку или на окно. Однако при этом следует не просто запрещать, а в понятной форме объяснять, почему не следует этого делать.

Почему ребенок не реагирует на запреты

Что бы ни говорили взрослые, главная причина в них самих. К сожалению, редко кто из нас изо дня в день ведет себя логично и последовательно в обычной жизни.

Вспомните – всегда ли папа с мамой придерживаются одной линии поведения или бывает такое, что один наказывает, а другой втихушку жалеет несчастного дитятку? Или, что еще хуже, родители начинают спорить в присутствии своего чада?

Основная причина непослушания – в таком поведении взрослых. Ребенок быстро понимает, что когда один из родителей что-то не разрешает, можно подойти к другому и выклянчить желаемое.

Вторая причина – в том, что взрослые зачастую запрещают все подряд, причем необоснованно.

Можно мультик посмотреть? Нет! Почему? «Патаму шта», или «иди, чем-нибудь полезным займись»…

Если папа или мама постоянно что-то запрещают, ребенок привыкает к такому поведению и перестает на него реагировать. Нельзя – ну и ладно, ничего нового, можно было и не спрашивать.

Третья причина – в отсутствии контроля. Сказали «нет» и забыли. А детеныш, подождав какое-то время, нарушает запрет и ничего ему за это «не прилетает» — потому что родители попросту забыли. Внимательнее надо быть к своему чаду, товарищи взрослые!

Четкие и неизменные границы?

Итак, первая мысль, имеющая место в нашем обществе: детям нужны жесткие и четкие границы, рамки поведения, от сказанного отступать нельзя, иначе ребенок быстро поймет, что родителями можно манипулировать. Плачет и кричит? Не обращать внимания, запретить кричать или выйти из комнаты. К рукам не приучать. Обещала наказание — наказывай. Озвученные последствия обязательно должны наступить. Нельзя допускать вседозволенности. 

Читайте также:  Сколько гулять с новорожденным зимой, летом, осенью, весной?

Воплощение в жизнь этой идеи о жестких и неизменных границах  чревато тем, что стремление к послушанию становится важнее отношений. Но влиять на ребенка, с которым у нас плохие отношения, очень сложно. 

Это не про здоровые ограничения и последовательность. Это ригидность и неспособность быть гибким и учитывать свои потребности и потребности ребенка, невозможность находить оптимальные варианты.

Четкие и неизменные границы?

Родителям, которые жестко и методично применяют наказания и требуют исполнения требований любой ценой, как правило, приходится частенько еще сильнее «закручивать гайки».

Потому что то, что работает сегодня, заставляя ребенка слушаться (например, лишение экранного времени или встреч с друзьями), перестанет работать завтра.

Во-первых, ребенок подрастет, во-вторых, его чувства от слишком большой уязвимости будут онемевать. То, что сегодня его пугало и заставляло вести себя так, как от него этого ждут, завтра вызовет реакцию: «А мне все равно! И забери планшет, мне он вообще не нужен!»

Мало того, слишком рано и слишком категорично ожидая от детей послушания и соответствия некой внешней форме, мы тормозим развитие истинной зрелости. 

У ребенка есть три важных процесса развития, о которых говорит Гордон Ньюфелд. Постепенное созревание этих процессов приводит к истинной внутренней зрелости.

Четкие и неизменные границы?

1. Процесс становления, который отвечает за интерес и любознательность, живость, наполненность планами и идеями, жизненную энергию, стремление к автономности и независимости, уважение отдельности и границ других, и так далее.

2. Процесс адаптации, который отвечает за способность извлекать пользу из трудностей, принимать то, чего не изменить, не взрываться агрессией при раздражении, восстанавливаться после жизненных сложностей и потерь, быть жизнестойким, находчивым, учиться на ошибках и неудачах.

3. Процесс интеграции, который дает многомерное видение и ощущение себя и ситуаций с разных сторон, позволяет быть с другими, но не терять при этом себя, видеть разные точки зрения, не быть черно-белым, быть способным на мужественные поступки, справедливым, чутким, способным сотрудничать, быть способным видеть перспективу, и так далее.

Все эти три процесса развития, как видно на изображении выше, базируются на глубоких и надежных отношениях со взрослым, на шести уровнях привязанности, которые созревают у ребенка в этих отношениях. 

Аналогия с растением: три процесса развития — это верхняя часть, над землей. Чем крепче невидимые корни под землей (привязанность), тем сильнее будет расти верхняя часть.

Четкие и неизменные границы?

Когда мы выстраиваем слишком жесткие, ригидные границы в отношениях с ребенком и требуем их соблюдения любым путем, то вместо надежности и безопасности, мы создаем ощущение небезопасности. И это приводит к тому, что развитие этих трех процессов замедляется и вместо этого выковывается внешняя форма, внешнее поведение. Такое, какое мы ожидаем от ребенка.

Психика ребенка быстро отказывается от того, что важно ему, когда в отношениях с близким взрослым становится небезопасно. Мы получаем желаемое поведение за счет ребенка, а не во благо ребенка.

Потому что привязанность — она не совсем про любовь, она для психики ребенка в первую очередь про выживание. Связь должна быть. Если уж не надежная и глубокая, то хоть какая-нибудь, даже ценой депривации потребностей ребенка.

Как правильно ставить запреты?

Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.

Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?

· Создайте безопасную предметно-развивающую среду

Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).

Читайте также:  5 лучших детских мыл — рейтинг 2018 (ТОП-5)

· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества

Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?

· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами

Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.

· Презентация запрета

Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.

· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию

Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.

· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно

Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин».

· Позвольте ребенку совершать ошибки

Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.

· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

· Не реагируйте на провокации

Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?

Полезные ссылки:

Как научить ребенка не поддаваться негативному воздействию сверстников?

Как научить малыша и подростка говорить «нет», как вырастить самостоятельного и независимого человека?

Многие дети, достигая переходного возраста, попадают под влияние старших товарищей. Им хочется быть такими же «крутыми», как они. Поэтому дети начинают пробовать никотин, алкоголь, в худшем случае наркотики и воровство. Таким образом, они пытаются стать «своими» в плохой компании, найти друзей и почувствовать себя взрослыми. Родители должны знать, как обезопасить сына или дочь от дурного влияния, взрослые должны научить ребенка не поддаваться негативному воздействию сверстников?

В первую очередь, необходимо объяснить подростку, что крутизна и взрослость человека зависит не от того, держит ли он в руках сигарету, а от его эмоционально-волевых качеств характера. Ребенок должен понять, что только сильный человек может принимать свои собственные решения, что только человек со стальным характером может отстаивать свою точку зрения, не прогибаться под других и ориентироваться лишь на свои, правильные жизненные приоритеты.

Поддерживайте всегда своего ребенка, даже если он сделал неправильный шаг. Будьте рядом, когда это ему необходимо. Он должен быть уверен в том, что что бы ни произошло, родители помогут ему, и вы вместе найдёте выход из ситуации. Окружите сына или дочь любовью, скажите своему чаду, как вы дорожите им. Даже в самое занятое время находите возможность побыть с ребенком вместе.

Читайте также:  Как быть, если родители что-то запрещают

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово нельзя.

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали нельзя, то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что нельзя разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: Ваня, нельзя, Ваня, нельзя и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку,

нельзя трогать горячее,

нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

И так далее, я думаю что суть понятна.

всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши.

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно.

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вызапрещаетеребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения? Я выберу самые распространённые и подготовлю для вас материал с разбором вашей ситуации.

Качество спермы

Успешное оплодотворение может получиться при условии, что у мужчины качественные и здоровые сперматозоиды. Оздоровить сперму возможно, для этого мужчинам следует выполнять следующие правила:

  1. Не увлекайтесь спиртными напитками. Содержащийся в них этанол способствует сокращению выработки мужского гормона — тестостерона и убивает большое количество сперматозоидов. Такое же действие оказывает табак и наркотические средства.
  2. Откажитесь от посещения бань и саун, вода в ванной должна быть не слишком обжигающей. Избегайте перегрева яичек, высокие температуры пагубно влияют на сперму.
  3. Не носите слишком тесное нижнее белье и обтягивающие брюки.
  4. Рекомендуется пройти курс приема витаминов. Содержащиеся в них элементы оказывают благотворное влияние на выработку здоровых гамет.
  5. Поддерживайте физическую форму.

Процесс оздоровления спермы достаточно длительный. По сути, все вышеперечисленные правила должны стать обычным образом жизни мужчины.