Грамотное письмо: как воспитать отличника?

В век повсеместного использования компьютеров и прочих девайсов потребность в написании текстов от руки отошла на второй план. Однако навык письма приходится осваивать каждому школьнику. И если родители хотят, чтобы успеваемость их чада, зависимая, в том числе, и от красивого разборчивого почерка, была на высоте, им придется озаботиться вопросом о том, как научить ребенка красиво писать.

В каком возрасте лучше начинать обучение?

Для этого следует положить перед малышом чистый лист бумаги и показать, как правильно рисовать. Положение карандаша или ручки стоит аккуратно и ненавязчиво поправлять. Со временем ребенок научится правильно держать и пользоваться инструмент.

В каком возрасте лучше начинать обучение?

Целенаправленные занятия проводить не стоит до тех пор, пока малышу не исполнится трех лет. Необходимо помнить, что дошкольник познает мир через игру. Возраст, с которого можно обучать кроху письму, является сугубо индивидуальным. Все зависит от усидчивости, характера, интересов, интеллектуальных способностей, степени развития мелкой моторики.

В каком возрасте лучше начинать обучение?

Многие психологи и педагоги сходятся во мнении, что обучение письму стоит начинать проводить не раньше пяти лет. До этого возраста требуется подготавливать малыша к занятиям.

В каком возрасте лучше начинать обучение?

В каком возрасте лучше начинать обучение?

Важный вклад родителей

В обучении грамотно писать большую роль играет школа. Приходя в 1 класс, дети узнают буквы. Покидая 4 класс, они уже должны грамотно писать диктанты. Но не только школа влияет на грамотность воспитываемых. Успеваемость в школе напрямую связана с тем, из какой семьи ребенок и в какой среде он воспитывается. Это самый решающий фактор в обучении.

Приучать малыша учиться и трудиться необходимо еще до школы. В это время все новые вещи запоминаются сложно. Будет присутствовать страх сделать ошибку. А придя в 1 класс и зная хотя бы буквы, в ребенок будет больше уверен в себе, а значит и его успеваемость будет лучше.

Важный вклад родителей

Замечено, что дети, которые пришли в школу уже наученными читать и писать, сразу же включались в работу и до конца были отличниками. А дети, которые не знали ничего и думали, что здесь их всему научат, становились троечниками или хорошистами. Тут прослеживается явная параллель с семьей. Дети, умеющие читать и писать, были выходцами из семей, где родители долго и упорно занимались с детьми, нацелены на обучение. А дети, которые не были обучены ничему, как правило, бывают выходцами из семей, где родители считают, что всему обучить должна школа.

Это и есть большая ошибка — надеяться на других. Никто, кроме самих родителей, не сделает из чада человека с большой буквы. Все остальные органы вроде школ и институтов — лишь подспорье родителям, пока они на работе.

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед   способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.
Читайте также:  Особенности психологии ребенка — советы для родителей

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима.  Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать.  Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для начертить схемы правил или заучить  их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая  артикуляция, самодиктант , проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

Грамотно, как по словарю

Научить ребенка писать грамотно и без ошибок будет намного проще, чем привить ему любовь к каллиграфии, хотя на первых порах кажется даже очень наоборот. Разница заключается в том, что каллиграфия – это работа и только работа, тогда как грамотность можно развивать и методом развлечения. Хотя и элементарный подкуп вознаграждением за высокие результаты исключать нельзя.

Здесь также важно заинтересовать малыша достижением высоких результатов. Есть как минимум три способа, как этого добиться:

  • Писать диктанты;
  • Читать книги;
  • Играть в игры.

Казалось бы, как научить ребенка писать грамотно и без ошибок в домашних условиях, чтобы он не воспринимал это как рутинную работу? А ведь точно так же, как и красиво писать – нужно просто предложить ему какое-нибудь вознаграждение, чтобы он был заинтересован в хорошем результате. При этом старательно избегайте наказательной системы – даже если в написанном тексте будет ошибка на ошибке, на начальном этапе ребенок должен получить символическое вознаграждение даже за него, ведь он не играл со сверстниками и не отдыхал, а трудился!

И ему в его возрасте нельзя вменять то, что он еще не умеет грамотно писать. Поставьте условие, при котором, к примеру, пять и больше ошибок – это одна конфета, а меньшее количество ошибок сулит более ценный приз. При этом учитывайте уровень развития испытуемого – не надо изначально давать ему тексты с расчетом отделаться за одну конфету. Ребенок не должен ощущать себя наказанным, поэтому поначалу вознаграждение следует выдавать вне зависимости от результата.

Читайте также:  Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

А вот если удастся привить ребенку любовь к чтению, то половина дела уже сделана безо всяких затрат, а остальное придет само! Правда, существуют и такие люди, кому обилие прочитанных книг не очень помогло с грамотностью, но все же большинство детей обладает цепкой памятью, которая позволяет им запоминать правописание, увиденное в книге. Некоторые особо одаренные даже привыкают про себя проговаривать интонацию, что приучает их правильно расставлять знаки препинания!

Однако степень развитости современного мира подготовила серьезный подводный камень для данного метода, ведь с помощью того же Интернета дети могут нахвататься как раз неправильного написания слов. Их собеседники в соцсетях наверняка пишут не слишком грамотно, да и взрослые на форумах (и даже на сайтах новостей!) зачастую пишут с ошибками. Стоит опасаться и электронных книг.

Нередко их делают из бумажных простым сканированием специальной программой, которая неправильно распознает буквы и делает текст нечитаемым. Кроме того, некоторые электронные книги или вообще не существуют в бумажном варианте, или же издаются настолько бюджетно, что не вычитываются корректорами вообще. Тут уже для родителей задача сверхтяжелая – заинтересовать детей чтением умных книг, и постараться объяснить им, что за правильностью написания лучше обращаться к книге, а не к товарищам.

Третий метод – игры. Конечно же, имеются ввиду не те, которые несут лишь общеразвлекательный смысл, а именно развивающие – рассчитанные на тех, кто хочет писать грамотно и без ошибок. Правда, в таких играх практически никогда нет захватывающего сюжета, который заставлял бы просиживать над ними часами, особенно детей – это даже не так игры, как просто обучающие программы.

Поэтому и здесь придется прибегнуть к дополнительному стимулированию – например, выдавать те же конфеты за успешное прохождение того или иного уровня. Отдельно можно попробовать совместить такую игру с «оплачиваемыми» диктантами, но тогда и сами диктанты нужно составлять так, чтобы они содержали те слова, которые малыш встречал в игре. Задача сложная, но при условии должной настойчивости выполнимая.

Используя все упомянутые методы, помните, что самое сложное всегда – это начало. Дети быстро привыкают к чему-то новому, поэтому нужно только задать уверенный старт, а потом ребенок потихоньку начнет самосовершенствоваться, и, возможно, его уже даже не придется для этого подкупать. А со временем, когда он вырастет и поймет, какую неоценимую услугу ему оказали родители, он будет искренне им благодарен, и, быть может, теперь уже вознаградит их в ответ.

Правильный захват ручки

Подходящая ручка только половина успеха. Нужно научить ребенка правильно ее держать. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. Кончик ручки должен быть направлен в плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать следующие способы:

  • Ребенок берет ручку за верхний кончик тремя пальцами (большим, средним и указательным), держа ее вертикально. Затем пальцы соскальзывают вниз, не доходя до кончика стержня около 2 см. Ручка лежит правильно, безымянный и мизинец остаются свободными и скользят по бумаге, являясь опорой для руки.
  • Нарисовать на среднем пальце малыша яркую точку в том месте, где палец должен соприкасаться с ручкой. На самой ручке можно сделать отметку (например, при помощи скотча), ниже которой пальцы опускать нельзя.
  • Можно использовать обычную банковскую резинку. Один конец обматывают вокруг ручки примерно в 2 см от верхнего края. В полученную свободную петлю ребенок сверху вниз продевает кисть. Резинка, обернутая вокруг запястья, натягивается и не позволяет малышу взять ручку неправильно. Кроме того, такой тренажер поможет укрепить мышцы руки.
  • Сложенную вчетверо бумажную салфетку ребенок прижимает к ладони безымянным пальцем и мизинцем, а остальными тремя пальцами берет ручку. В таком положении мизинец и безымянный палец не могут принять участие в удержании ручки.

Как научить школьника писать грамотно?

Помочь детям выработать красивый почерк родители, несомненно, могут. А как научить ребенка писать без ошибок? Педагоги признают — уровень грамотности современных школьников не очень радует.

Читайте также:  Пупочная грыжа у ребенка. Симптомы и лечение

Как быть, если ваш ребенок относится к тем, у кого оценки по письму не самые лучшие?

Исключите дисграфию

Сначала определитесь, нет ли у вашего ребенка дисграфии. По статистическим данным, 30% современных школьников делают ошибки при письме именно по этому причине.

Присмотритесь повнимательнее, может быть, это касается и вашего ребенка:

  • ошибки делаются в самых простых словах и даже в гласных под ударением;
  • не отмечается конец предложения, нет точек, новое предложение начинается с маленькой буквы;
  • буквы пропускаются или повторяются;
  • слоги переставляются местами;
  • некоторые буквы повернуты в другую сторону, написаны зеркально (Э, З, В, Б или цифры 3, 4, 5).

Если вы заподозрили у ребенка дисграфию, лучше обратиться к специалисту: школьному логопеду или психологу. Справиться с нею не очень легко, но зная «врага» в лицо, победить его можно без сомнений.

Что делать, если это не дисграфия?

А если никакой «уважительной» причины нет, а ребенок пишется безграмотно? Ругать и наказывать? Нет, помогать и заниматься.

Тренируйтесь в переписывании текстов

Изучать правила — неплохо, но скорее всего ваш ребенок их знает. Может быть, не хватает практики и навыка? Начните с переписывания. Пусть ребенок просто переписывает с книжки в тетрадь недлинные тексты. Главное — регулярность.

Научите ребена проговаривать текст, который он пишет, про себя

Развивайте внимательность. Предложите найти и подчеркнуть в тексте только буквы А или О. Попросите ребенка шепотом проговаривать при занятиях дома все слова, которые он пишет.

Кстати, способ проговаривания перекликается с интересной методикой, придуманной известным ученым Д.И. Тихомировым. Он предложил для развития грамотного письма читать «как пишется». Т.е проговаривать слова громко и четко — «чеГо», а не «чево», как мы говорим, «синеГо», а не «синево».

Этот способ вырабатывает привычку обращать внимание на написание слов. При письме ребенок автоматически «проговаривает» все слова про себя. Результаты эта методика дает действительно заметные.

Убедите малыша больше читать

Ну и конечно, чтение. Приучайте ребенка больше читать. И занимайтесь. Постепенно диктанты будут удаваться все лучше.

Еще по теме “Как повысить грамотность”:

А что там с переносами?

Как повысить грамотность ? Ошибки в словарных словах, переносах, тех, которые можно проверить однокоренным словом и т.п. С математикой как-то понятнее, множество задачников…

Как подтянуть русский язык для ученика физмат 7 класс без репетитора

У Вас с грамотностью хорошо? Если хорошо и у ребёнка в принципе неплохо, то можно взять У моего тоже так же, врождённая грамотность без знания правил, что меня тоже волновало.

Диктант в 3м классе

У Шкляровой есть книжка ” Как научить писать диктанты “, она советует научить ребенка определять опасные места – безударные гласные, глухие согласные. В школе с детьми учителя готовятся к диктантам – и это нормально, потому что цель – научить писать грамотно и…

Как научить пользоваться правилами?

Как научить вашего ребенка писать без ошибок. Каждый день дома писать диктанты начиная с 3-4 предложений и делать работу над ошибками. Могут ли родители помочь ребенку научиться писать красивые, содержательные сочинения?

Врожденная безграмотность – как бороться?

Как повысить грамотность ? У меня врождённая грамотность, и устойчивый психоз уже – не могу Врожденная безграмотность – как бороться? Врожденная грамотность и врожденная…

как научить писать без скандалов?.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Учим русский с ребенком. Как научить ребёнка писать без ошибок? У Шкляровой есть книжка ” Как научить писать диктанты “, она советует научить ребенка определять опасные места…

Ошибки при списывании

10 правил: как научить ребенка правильно говорить. Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро. Ручка и карандаш с «подсказкой» для пальцев серии STABILO LeftRight — легкий и эффективный способ научить ребенка правильно Потом тот же абзац…

Какие есть методики повышения грамотности?

Как повысить грамотность ?. Образование, развитие. Без заучивания правил, за небольшое количество занятий повысить грамотность ребенка Или помните в 90-е были методики…

Граммотность,как развить?

повысить грамотность

Есть ли методы развить грамотность ? Мне кажется, что очень важно, чтобы ребёнок хотя бы услышал или сам прочитал как можно больше именно..

Как улучшить орфографию?

Как повысить грамотность ?. Образование, развитие. Как повысить грамотность ? Как можно дополнительно позаниматься, может какие пособия кто посоветует?