Если ребенок не слушается, его нужно научить

10 заповедей для родителей от всемирно известного философа Оскара Бренифье

Почему важно научить ребенка ждать. Именно ждать, а не терпеть.

Ждать – это значит осознать свою потребность и выразить её в словесной форме-обращении, а не приказе: «Я хочу пить. Мама, дай мне, пожалуйста, воды» или «Мне жарко. Помоги мне снять кофту, пожалуйста» — это как минимум с 4–5 лет учим детей формировать своё желание и просьбу в словесной форме. А далее — «Мне жарко, можно я сниму кофту», «Я хочу пить. Что у нас есть попить? Я налью себе компот?» — это уже об осознании ребёнком своих возможностей.

Почему важно научить ребенка ждать?

  • Так ребёнок осознаёт свою потребность, осознаёт Мир другого человека.
  • Так ребёнок учится останавливаться и осознавать происходящее с ним, вокруг него, а не жить в потоке неосознанных действий. Уметь остановиться – как это важно! Уметь понять, что происходит здесь и сейчас – это необходимо, когда «навалилось», «иссяк ресурс», «выбило».
  • Так ребёнок учится взаимодействовать с Миром других людей, что ему очень поможет и в группе детей/взрослых в детском саду/школе, так и уже во взрослой жизни (подумайте, сколько сейчас есть взрослых, которые испытывают трудности в общении! А всё потому, что родители знали, что ребёнку хочется/нужно и опережали его желания).

Как научить ребенка ждать?

  1. Собственный пример – вовремя остановиться, осознать, отразить чувства, принять решение, и только потом действовать.
  2. Обращайтесь сами к ребёнку с просьбой, а не приказом!
  3. Останавливайте ребёнка: — «Я хочу пить!» — «Это прекрасно. Я рада, что ты осознаёшь то, чего хочешь. Чем я могу тебе помочь?» — «Дай мне пить!» — Я тебя люблю и уважаю, хочу чтобы и ты это чувствовал. Обратись ко мне с просьбой: «Мама, дай мне, пожалуйста, воду/чай/компот. Что из этого хочешь ты?».

Реакция ребёнка может быть разной от улыбки и просьбы до протеста с обидами: «Вот ещё! Просить пить!». Да, бывает по-разному. Вам, родителям, самим выбирать, какое отношение к себе формировать у ребёнка: «Вот ещё!» или «Ок, мамочка/папочка». Просто, когда ребёнок протестует, ему нужно немного больше времени, чтобы согласиться. Примите это и подождите)

История из жизни

Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее…

Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш?

Начнем с себя

Опытные или осведомленные родители, заинтересованные в том, чтобы в их семье царил мир, согласие и приятная атмосфера, делятся секретами, как приучить подрастающее поколение слушаться старших:

  1. Нужно наладить гармоничные отношения в семье между всеми членами семьи.
  2. Культивировать и поощрять семейные традиции, повышающие авторитет представителей старшего поколения.
  3. Внедрить четкие правила.
  4. Соблюдать распорядок дня.

Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что самый эффективный метод формирования привычки слушаться – это личный пример родителей.

Вопрос послушания актуален для всех родителей, независимо от того, в какой стране они проживают. В настоящее время общественность признала истинными гуру в сфере общения с детьми авторов бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Поскольку квалифицированные эксперты из Америки приобрели знания на профессиональном и личном опыте, к их советам и рекомендациям стоит прислушаться, а так же воспользоваться интересными авторскими методиками.

Книга на ozon   Онлайн книга

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.
Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

правил, как дисциплинировать ребенка

1. Не нужно наказывать

Каждому родителю необходимо понимать, что наказаниями вы сделаете ребенку только хуже. Вы не сможете развить в нем правильные навыки и дисциплинировать его. Он начнет защищаться от вас. Станет более замкнутым и скрытным. Он будет бояться говорить правду. Начнет обманывать и лгать, лишь бы избежать наказания. Когда мы таким образом пытаемся воспитывать ребенка, то загоняем себя в сложную ситуацию, из которой потом не можем найти правильный выход.

2. Старайтесь контролировать ситуации, которые могут привести к плохому поведению ребенка

Следующий шаг, как дисциплинировать ребенка — это по возможности контролировать ситуации, которые могут оказывать на него негативное влияние. Если у вас ранее были такие случаи, и вы знаете, что ребенок посетив какой-то праздник, попадет под влияние плохих детей. Тогда вам следует забирать его оттуда пораньше. Либо, когда ваш ребенок постоянно начинает спорить и конфликтовать с какими-то детьми. Тогда сводите к минимуму их взаимодействия. Если вы знаете, что на любой ваш запрет ребенок не реагирует, тогда постарайтесь находить к нему другой подход. Объясняйте детям ваш запрет таким образом, чтобы они воспринимали его с пониманием.

Читайте также:  «Мой ребенок боится чужих людей»

3. Получайте его внимание

Ребенок не будет вас слышать и понимать, если вы не получите его внимание. Поэтому, когда вы ему что-то объясняете, то можете взять его за руку и назвать по имени. Затем присядьте на его уровень, посмотрите ему в глаза, и только после этого начните ему что-то объяснять. В том случае, если ребенок не берет во внимание ваши слова, тогда используйте другие фразы и формулировки. Старайтесь найти к нему другой подход. Объясняйте ваши требования другими словами. И делайте это до тех пор, пока он вас не поймет.

правил, как дисциплинировать ребенка

4. Проигрывайте с ребенком правильное поведение

Очень часто проблема кроется в том, что дети не знают, как правильно вести себя в обществе или в конкретной ситуации. Нам взрослым многие ситуации кажутся понятными и элементарными. А ребенок из-за какой-то мелочи может растеряться и не понимать, что ему нужно делать. Чтобы таких ситуаций было как можно меньше, вам необходимо проговаривать с ребенком как ему следует себя вести. Например, если ваш ребенок часто дерется с кем-то на площадке. То вы можете сказать следующее: «Если у тебя возникает конфликтная ситуация с другими детьми. И ты чувствуешь желание кого-то ударить. Тогда лучше прибеги ко мне, и расскажи мне об этом.»

Все дело в том, что самая большая ошибка родителей и преподавателей в том, мы думаем, что дети уже умеют делать все то, о чем мы им говорим. Но это очень часто совсем не так. Поэтому, если у ребенка возникает конфликтная ситуация, постарайтесь предусмотреть ее. Вы можете сказать ему, что если в какой-то ситуации он сам не справляется, и видит, что все идет к конфликту, тогда лучше попросить о помощи взрослого человека, и разобраться во всем вместе с ним.

5. Развивайте внутреннюю дисциплину у ребенка

Обучайте ребенка самостоятельно организовывать свое окружающее пространство. Развивайте в нем навыки планирования. Регулярно рассказывайте и показывайте, что планировать дела на следующий день необходимо с вечера. Еще лучше, если вы будете дисциплинировать ребенка собственными примерами. Тогда ребенок будет включаться в этот процесс вместе с вами, и вам будет намного проще его дисциплинировать. Помогите ребенку чувствовать удовольствие от завершения процесса. Когда он будет понимать, что все дела, которые он запланировал выполнены, то он получит какое-то вознаграждение и поощрение. Нарисуйте с ребенком небольшой календарь на неделю, и повесьте его на стену. Чтобы он сам записывал свои дела, и следовал их выполнению. Используйте при этом разноцветные маркеры, цветную бумагу и красивые картинки. Чтобы ему было интересней работать и развиваться.

Заповедь 10: Не принижайте мышление ребенка

Когда вы подходите к мышлению ребенка с жалостью, ничего не получится. Если вы дадите ему возможность, он чему-то научится. Во время «сессий» мы обсуждаем с детьми сложные вопросы. Некоторым наблюдателям (взрослым) наша дискуссия кажется давлением на ребенка, им жалко детей, которые испытывают во время беседы со мной дискомфорт или замыкаются. Очевидно, что с такими детьми родители дома не говорили на те темы, которые поднял я. Но после 3-4 раза для ребенка это уже не будет сложным.

Пример. Ребенок учится ездить на велосипеде. Первый урок ужасен. Не бойтесь, что ему сложно. Попробуйте снова. После 5-6 урока вы не сможете снять его с велосипеда. Вам надо пройти это вмеcте с ним. Если вы примите то, что вы не можете удовлетворить ребенка, то он научится. Почему родителям не нравится говорить с детьми? Это болезненно. Сперва ребенок что-то открывает, что для него важно, со стороны это может выглядеть как маленькая драма, но драма – это способ обучения. Чехов в своих произведениях позволяет нам открывать человеческую душу, но это не смешно. Почему же тогда мы смотрим его пьесы, почему Чехов считается великим писателем? Он помогает нам понять себя. Не нужно бояться драму, иначе вы будете ходить только на комедии.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь работу по дому. Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно складывал вещи, когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Как добиться послушания

Следующий отличный приём превратить нужные действия в игру или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку совсем другое дело.

Игра естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике платить детям за выполнение домашних дел В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.