Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Формирование эмоций человека – ключевое условие развития личности. Эмоциональный мир человека невероятно сложен и разнообразен. К разряду эмоций можно отнести чувства, настроения, страсти, аффекты и стрессы. Все перечисленное относится к классу «чистых» эмоций, включенных во все психические процессы и личностные состояния человека.

Психоэмоциональное развитие ребенка

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно.

Возраст до 3-х лет – преобладание желаний. Желания детей первых лет жизни, как правило, неустойчивы, они не могут сдерживать, контролировать и ограничивать свои порывы. В качестве ограничивающих мероприятий выступают поощрения и наказания взрослых. Все желания малыша для него равнозначны по силе и эмоциональной окраске, так как у ребенка отсутствует соподчинение мотивов. К примеру, малыши не могут выбрать лучшую игрушку, из нескольких предложенных.

Развитие эмоционально-потребностной сферы во многом определяется характером общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Близкие люди помогают малышу познавать суть окружающих предметов и явлений. В таких отношениях превалируют мотивы сотрудничества, но при этом присуще и простое эмоциональное общение, в котором нуждаются дети всех возрастов. Для правильного развития эмоциональной сферы ребенка необходима семейная атмосфера безусловной любви, соучастия, тепла и доверия.

Преобладание желаний в поведении ребенка достигает своего пика в период «кризиса 3-х лет», когда четко прослеживаются аффективные реакции на трудности. Ребенок реагирует эмоциональными вспышками на любую «непреодолимую» задачу, отсюда и частые истерики и капризы. В этот период следует переключать внимание малыша, увлекая его новыми занятиями.

Возраст от 3-х лет – формирование самосознания. Примерно с двухлетнего возраста у малыша начинает зарождаться самосознание. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Далее он начинает называть себя по имени или в третьем лице, а уже к трем годам в его речи четко прослеживается местоимение «я». После у ребенка формируется первая самооценка, он способен давать оценку своим поступкам, разделяя их на «хорошие» и «плохие». В сознании ребенка появляются такие понятия, как «я хороший», «я могу сам», то есть начинается новый этап психоэмоционального развития ребенка.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Человеческой натуре присущи разнообразные эмоции. Существует так называемый класс «чистых» эмоций, который включает в себя настроение человека, страсти, чувства, аффекты и стрессы. Данный класс реализуется человеком на протяжении всей жизни и с этими же видами эмоций ребенок знакомится еще в детстве.

Читайте также:  Пять способов мотивировать сотрудников на обучение

В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он учится новым эмоциям, начинает переживать не знакомые раннее чувства. На все это влияет изменившееся окружение ребенка, смена мотивов, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть социума поэтому начинает активно обучаться так называемым социальным эмоциям и нравственным чувствам. Идет процесс активного социально-эмоционального развития детей.

В данный период сильное влияние оказывают отношения в семье.

Для данного периода взросления важен такой термин как эмоциональное предвосхищение. Если раньше ребенок выражал эмоции непосредственно по окончанию какого либо действия, то теперь он может заранее испытывать радость, волнение и переживание от того, какой результат он получит, и какова будет реакция окружающих на его действия. К примеру, немало раз убедившись на практике в возможности осуществления им определенного действия, он будет заранее испытывать радость, зная о грядущем успехе и предвкушая похвалу со стороны взрослых.

Ребенок продолжает осваивать новые эмоции в виде радости, злости, грусти и ревности. Меняется способ его способ выражения эмоций посредством невербальных средств общения. Именно в этом возрасте он начинает знакомство с высшими формами экспрессии. Он начинает понимать, что мысли, эмоции и чувства можно выражать с помощью мимики, пантомимики, интонации.

В процессе обучения новым средствам экспрессии он учится их же декодировать. На данном этапе дети только учатся управлять своими эмоциями. Важную роль в его жизни продолжают играть чувства, поэтому детям данного возраста свойственна излишняя эмоциональность. Поведение и настроение ребенка напрямую зависит от его взаимоотношений с окружающими, будь то родители и родственники или друзья по школе.

Эмоционально-волевое развитие детей

Эмоционально-волевое развитие детей играет важную роль в процессе становления личности. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно. Во время ее становления ребенок учится контролировать свои эмоции. Очень хорошо помогают данному процессу различные действия в игре, в процессе которых, ребенок может научиться выплескивать свои негативные эмоции, они же помогают снять эмоциональное напряжение.

Факторы, способствующие развитию эмоций у дошкольников

  1. общение.  Для того чтобы понять что такое эмоции и какими способами их можно выражать, ребенку необходим наглядный пример. Суть эмоций раскрывается в контексте. На раскрытие их сути влияет ситуация, позиция ребенка, его отношение к собеседнику.
  2. дополнительная деятельность ребенка. Такие занятия как танцы, музыка способствуют развитию различных эмоциональных состояний у ребенка. К примеру, героя книги он может ассоциировать с собой, тем самым искренне сопереживая ему в определенных ситуациях. В такие моменты ребенок испытывает яркие эмоции, в большей степени положительные.
  3. вид деятельности ребенка, выраженный в форме игры. Во время различных сюжетно-ролевых игр дети учатся сопереживать и помогать друг другу.
  4. трудовая деятельность. Процесс и результат определенной трудовой деятельности заставляет ребенка испытывать целую гамму чувств: от радости за успешное достижение цели, до разочарования от провала.
Читайте также:  Аденоиды у детей: степени, причины, симптомы, лечение

Таким образом, для эмоционального развития ребенка важна модель, которая становится главным источником информации о различных эмоциях человека. Не менее важна возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, приводящих к возникновению различных эмоций.

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ИСТЕРИКАМИ РЕБЕНКА

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЁНКА

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЁНКА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Не хочу спать, а хочу играть»

«Хочу», «не хочу» — в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

Правила поведения родителей в данной ситуации

  1. Дайте ребенку возможность закончить игру, предупредив его об укладывании спать.
  2. Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей спать и пр.).
  3. Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
  4. Позвольте ребенку самостоятельно совершить подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.).
  5. Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки.
  6. Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.).
  7. Если ребенок без вас не засыпает, побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научится засыпать без взрослых.

Советы родителям

Для нас многие вещи давно стали обыденными и мы уже не придаем им значения, в то же время у юного создания они могут вызвать шквал эмоций и произвести на него большое впечатление.

Читайте также:  Питание при грудном вскармливании: Боремся за здоровье новорожденного

советРебенку необходимо научиться понимать и владеть своими чувствами, а лучшее средство для обучения – это игра.

  • Попробуйте создать энциклопедию эмоций. Найдите картинки, иллюстрирующие самые разные эмоции, и вклейте их в альбом, создавая книгу. Теперь у вас есть отличная энциклопедия, с помощью которой вы можете знакомить своего карапуза с разными эмоциональными состояниями людей, рассказывая и наглядно показывая их крохе.
  • Предложите юному актеру потренироваться изображать эмоции. Попросите малыша нахмуриться, как будто он расстроен, или улыбнуться, как ему улыбается солнышко каждое утро, разозлиться, словно у него отобрали любимую игрушку и многое другое, что вам подскажет собственная фантазия.

Конечно, эмоции дарованы нам от природы с самого рождения и уже на первом году жизни, кроха может сказать взрослому о своем состоянии, проявив соответствующие эмоции, но это не говорит о том, что не нужно обращать внимания на эту сторону развития малыша, как личности. Хочется еще раз упомянуть о том, что богатство эмоций дарит нам возможность в полной мере наслаждаться красотой окружающего нас мира всю жизнь, а не только в детстве.

Как вырастить ребенка счастливым и успешным

Знакомство с миром чувств связано с эмоциями мамы – счастье, удивление, недовольство. Эти настроения быстро считываются ребенком и в дальнейшем влияют на получение и использование знаний.

Большую важность для восприятия окружающей действительности несут сенсорные системы. Через определенные ароматы или фактуры он воспринимает мир.

Существует еще одна методика по раскрытию мировосприятия. Ее смысл заключается в том, чтобы смотреть на любую информацию или сказку, используя несколько разных способов. В качестве примера возьмем сказку «Репка». Преподнести ее можно через:

  1. рассказ своими словами;
  2. чтение сказки по книжке;
  3. воспроизведение «Репки» с применением кинетического песка, конструктора, мягких игрушек, задействовав которые можно «посадить» игрушечную репку;
  4. разыгрывание театрализованного действия с участием всей семьи;
  5. тактильные игрушки, изготовленные собственноручно.

Счастливая жизнь, наполненная приятными событиями и впечатлениями, во многом обусловлена уровнем эмоционального интеллекта. Подбор грамотных методик, а также регулярные занятия с ребенком научат правильно контактировать с окружающим миром, быть социально компетентным.