Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Хотелось бы напомнить, что данный цикл статей раскрывает особенности воспитания с точки зрения формирования устойчивой психики ребёнка и вместе с тем развития гармоничной личности.

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

Физическое воспитание

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

Физическое воспитание

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Физическое развитие ребенка в года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки, менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Мультики от года до трёх

Мультики до трёх-четырёх лет не развивают ребёнка, его развивает предметно-манипулятивная деятельность, сенсорика, другими словами – ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то на осязаемых предметах, животных (или на карточках), а ещё лучше вживую, и тому подобное. Для развития мозга ребёнка в этом возрасте пользы будет больше от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков. Также стоит отметить, что необходимо бережно относиться к зрению малыша, так как в случае плохого зрения может тормозиться и умственное развитие ребёнка. А при просмотре гаджетов зрение может испортиться.

Общение и эмоции

Трехлетние малыши очень общительны, за исключением изначально замкнутых деток. Среднестатистический ребенок 3 лет уже вполне способен:

  • говорить свое имя и фамилию;
  • называть имена ближайших родственников;
  • давать имена любимым игрушкам;
  • связно объяснять, что он хочет или чем недоволен;
  • играть в коллективные игры, следуя правилам (хотя многие дети в этом возрасте все еще предпочитают самостоятельные занятия);
  • отличать свои вещи от чужих (хорошо закрепляется понятие «это мое»);
  • выражать эмоции смехом, плачем, выражениями лица;
  • описывать некоторые эмоции словами;
  • знакомиться самостоятельно;
  • определять, кто из соседей по песочнице ему по душе, а кто – нет;
  • обижаться на других детей.

В 3 года малыш уже выработал механизмы реакции на появление мамы или папы с работы, положительно реагирует на появление в гостях бабушек и дедушек, с удовольствием ходит в гости к своим приятелям. Малыш понимает некоторые аспекты взрослой жизни вроде «почему папа ходит на работу» или «зачем мы идем в магазин», учится сносно вести себя в публичных местах.

В этом возрасте ребенок не только умеет проявлять все свои эмоции более приемлемым образом, нежели слёзы и крики, но даже подавлять некоторые из них, если того требует ситуация. Например, дует губы и краснеет, но не плачет в очереди к доктору, щурит глазки и трясется, но не заливается смехом в очереди к кассе магазина. А еще кроха умеет пользоваться «словами вежливости»:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте;
  • до свидания.

Это важно не только как социологический навык, но и является одним из навыков речи.

Развитие ребенка 2-года по методикам Л. Я. Береславского

Методики Л.Я. Береславского используется достаточно давно, результаты говорят сами за себя: у детей проявляется самостоятельность, развиваются необходимые качества — настойчивость в достижении целей и логическое, ассоциативное и абстрактное мышление. Ребёнок учится анализировать нестандартные ситуации и находить оптимальные решения. Как «взращиваются» такие полезные навыки? С 1979 года Леонид Яковлевич Береславский занимался разработкой методик, которые позволили бы наиболее простыми и приятными для ребёнка способами повысить интерес малышей к процессу обучения. Не секрет, что современным детям недостаёт усидчивости, многие знания воспринимаются слишком поверхностно, без должного углубления. Методики помогают разрешить эту проблему: — Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний. — Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте. — Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания. Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях, что положительным образом сказывается на его самоуважении.

Развитие ребенка 2-года по методикам Л. Я. Береславского

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года вступает в новую фазу. Он не просто плачет или смеется — малыш начинает испытывать такие чувства, как страх, стыд, застенчивость, ревность, лукавство. Он уже умеет сдерживать свои эмоции, например, не кричит без толку в людных местах, прислушивается к просьбам взрослых. В этот период ребенку нравится, когда его хвалят, и также он понимает, хорошо он сделал или плохо. Малыш начинает огорчаться из-за своих неудач и радуется своим маленьким успехам.

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Происходит развитие эмоционального сопереживания сказочным героям или персонажам мультфильмов. Ребенок 3 лет уже способен осознавать и понимать состояние окружающих его людей, может подражать им. Он запоминает плохих и хороших взрослых и ведет себя с ними по-разному: смело, доброжелательно или застенчиво, с боязнью. Свои чувства дитя начинает выражать жестами, мимикой и взглядом.

Что должен уметь малыш в года

К трем годам дети имеют навыки самообслуживания, среди которых умение контролировать мочеиспускание, пользование ложкой и чашкой, дети могут самостоятельно раздеваться и одеваться, убирать за собой игрушки имеют представление о поведении в обществе. Трехлетний малыш способен запоминать сюжетную линию сказки и пересказывать ее, проявлять сочувствие к ближнему, различать плохое и хорошее.

Читайте также:  Высыпания на коже у детей – 35 распространённых заболеваний

Калькулятор развития ребенка до 3 лет наглядно показывает все изменения в показателях физического роста малыша. Отставание в физическом развитии ребенка 3 лет по антропометрическим показателям могут свидетельствовать о недоношенности, проблемах с гипофизом или же объясняться госпитализмом – задержкой умственного и физического развития, обусловленные длительным пребыванием в медицинском учреждении по случаю болезни.

В том случае если ребенок отстает в развитии в 3 года от сверстников, возможна причина в социальном факторе или педагогическом воспитании. На сегодняшний день одной из проблем связанных с задержкой интеллектуального роста малышей является телевиденье, и не контролированный просмотр передач. Ученными доказано, что при просмотре телевизора мозговая деятельность детей до 7 лет находиться на очень низких показателях, это говорить о том, что дети не используют во время трансляции ни логику, ни память, ни мышление, попросту – мозг ребенка выключается.

Даже имея незаурядные интеллектуальные способности от рождения дети при отсутствии занятий, могут отставать от своих сверстников, поскольку не получают необходимой информации необходимой для дальнейшего прогресса.

Речь и поведение

Словарный запас малыша в три года варьируется от 250 до 500 слов. 

Он строит предложения, содержащие до 6 слов. Начинает употреблять деепричастные обороты.

Кроха четко и понятно произносит буквы. Психологи говорят, что время между 3 и 5 годами золотое, когда малыш уже многое понимает и способен качественно усваивать новую информацию. Потому можно эффективно учить с ним алфавит и слова родного и иностранных языков.

Здоровается, прощается, благодарит, желает доброй ночи.

Знает разницу между «чисто» и «грязно». Ведет себя тише, когда кто-то спит.

Трехлетки – великие почемучки. С этого возраста они начинают задавать множество вопросов родителям, поскольку малышей все интересует, что они видят вокруг. Благодаря этой природной способности они запоминают новые слова, углубляются свои знания о предметах, животных, растениях.

Крохи могут знать слова, обозначающие пол и возраст других людей, например, тетя, дядя, девочка, мальчик, дедушка, бабушка.

Выполняют 3-4 различных действия, заданные родителями, например, пойди-возьми-помой-принеси.

Трехлетнему крохе следует знать:

  • и называть свое имя, фамилию, возраст,
  • показывать количество своих лет на пальчиках,
  • отвечать на простые вопросы.

Он рассказывает короткие истории, декламирует детские стихи, считалки, прибаутки. Поет детские песенки, танцует. Любит рассказывать длинные сказки на тарабарском языке.

Программы всестороннего развития детей: в чем их различия

Гармоничное развитие ребенка — основная и нелегкая задача родителей. Возможно, поэтому общедоступными стали разнообразные авторские программы, претендующие на «универсальность, высокую продуктивность в обучении и воспитании», предлагающие («за небольшую плату») сделать из малыша вундеркинда. Наиболее рискованными в этом сегменте методических материалов являются проекты, разработанные на возраст от 1 до 7 лет. Многие родители попадают в такую «ценовую ловушку», покупая пособия с полной уверенностью, что для развития малыша они сделали все необходимое. Это не так.

Для развития ребенка прежде всего требуется разнообразие, причем во всем. Как бы ни хотелось взрослым, но все дошкольники отличаются и по скорости обучения, и по количеству повторений для запоминания, и по видам преобладающей памяти, и по способностям, наконец. Поэтому все универсальные программы развивающих занятий с детьми грешат качеством. Из них можно почерпнуть приемы подачи нового материала, разработки игр, иллюстративный материал, методы активации внимания детей, но планировать работу с ребенком должен взрослый с опорой на актуальное развитие, потребности малыша и зону его ближайшего развития.

С опорой на возрастные потребности дошкольника и формирование знаний, умений и навыков можно использовать при планировании занятий любые понравившиеся игры. В такой ситуации важно определиться: что пойдет ребенку на пользу.