6 простых шагов научить ребенка играть самостоятельно

У любой мамы ежедневно образуются срочные, важные и не очень, дела и домашние заботы. Все прекрасно понимают о чем речь, но довольно сложно в эмоциональном плане даже приготовить покушать, если ребенок постоянно дергает маму по казалось бы любому поводу и никак не найдет себе подходящее занятие.

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения: малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Выявите, какие потребности ребенка не   удовлетворены

ВажноЧем больше ребенок ощущает неблагополучие, одиночество и неуспех, тем сильнее влияют на него семейные факторы

 

 

Объясните родителям, что нотации, крики и наказания бесполезны. Игровая зависимость связана с психологическим статусом ребенка и родительским поведением, а не с волевыми качествами или наличием гаджета.

Чтобы избавить ребенка от зависимости, нужно изменить его эмоциональное состояние, на которое влияет степень удовлетворения ключевых потребностей. Обсудите с родителями игровое поведение ребенка, условия жизни.

Недостаточно новых впечатлений

Для родителей удобно и необременительно, когда все дни проходят по одному сценарию: ребенок гуляет в одних и тех же местах, занимается одними и теми же делами.

Причиной недостатка новизны могут быть и неправильно подобранные игрушки. Возможно, у ребенка совсем нет игрушек, которые соответствуют его возрасту. Или их слишком много, они однотипные, и подростку неинтересно в них играть. Иногда родители разрешают ребенку играть только при условии сохранения абсолютного порядка.

Когда в доме отсутствуют книги или родители не читают и не обсуждают их с детьми, подросток не стремится проводить свое свободное время с книгой, ему это неинтересно. Возможно, книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту подростка, что также приводит к потере интереса к чтению.

К игровой зависимости может привести и чрезмерная забота родителей. При первой неудаче они делают все за ребенка, не дают ему пробовать, рисковать и ошибаться. Ребенок не сталкивается с трудностями, не пробует новое.

Дефицит общения

СоветРекомендуйте родителям перейти к преодолению симптомов игровой зависимости после того, как они удовлетворят потребности ребенка

Если родители взаимодействуют с ребенком только в бытовых ситуациях, например, одевают или кормят, то ему может не хватать общения с ними. Мама с папой не разговаривают содержательно, не поддерживают любознательность подростка, не отвечают на вопросы. Ребенок вместо ответов получает смех, умиление или краткие высказывания, например, «так надо», «потому что», «отстань» или «спроси папу».

Дефицит общения возникает и в ситуации, когда родители не играют с ребенком или отвлекаются во время игры, уходят. Когда подросток вынужден следить за младшим братом или сестренкой, выполнять родительские бытовые обязанности, у него также может появиться недостаток общения со сверстниками.

Иногда взрослые оценивают неэлектронные игры ребенка как странное, глупое и бесполезное занятие. Вместо этого они перегружают подростка развивающими и учебными занятиями. У него не хватает времени на деятельность по своему вкусу.

Отсутствие эмоциональной безопасности

Ребенок с зависимостью – всегда тот, кто в родительских глазах не очень хорош, в чем-то неудачник, нуждающийся в переделывании и жестком контроле. В представлении взрослых хороший ребенок – это послушный ребенок. Родители требуют, чтобы он не мешал, занялся чем-то сам, не шумел и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру от родительского разочарования, от несчастливости повседневного мира.

Потребность в   границах и   правилах

Ребенок не понимает, можно или нет играть с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся. Также родители могут разрешать ребенку играть в качестве поощрения и запрещать, если он плохо себя ведет. В случае когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в ответ на детские негативные эмоции, что также говорит об отсутвии правил.

Стадии зависимости у ребенка от компьютерных игр

1. Легкая степень увлеченности, интерес. Человек в компьютерной игре делает то, о чем в реальной жизни только мечтает: например, сидит за рулем гоночного автомобиля или управляет космическим кораблем. В виртуальном мире это все становится возможным. Удовольствие от этого процесса провоцирует возникновение положительных эмоций, которые необходимо повторить. Но на этой стадии он будет играть больше ситуативно, чем систематически. Или выделять себе определенное количество времени. Здесь еще нельзя говорить о том, что компьютерная игра становится чем-то значимым для играющего.

Читайте также:  Главный пульмонолог Минздрава: пневмония может протекать без симптомов

2. Увлеченность. У человека в структуре его личности появляется новое желание – играть в компьютерные игры, происходит уже формирование мотива. И если человек не будет удовлетворять этот мотив, то возможны определенные действия по устранению негатива. Здесь необходимо подключать психолога или психиатра для работы с человеком. Главное, чтобы он сам понимал, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию. Играющего еще можно переключить на что-то другое, не связанное с компьютером.

3. Зависимость. На этой стадии происходит переход потребности в игре на уровень физиологии. Изменяется самооценка, человек уже не может себя контролировать, у него происходит переоценка того, что есть вокруг. Здесь могут проявиться несколько форм: социализированная (поддерживаются взаимоотношения, активно используются сетевые игры, соревнования) и индивидуализированная (происходит нарушение контактов, психика воспринимает виртуальный мир как реальность). Игра становится наркотиком. Если в течение даже небольшого времени нет удовлетворения потребности, то начинают проявляться негативные эмоции, отказ от реальности, депрессия.

4. Привязанность, угасание. На этой стадии проявляется уменьшение игровой активности человека, происходит восстановление личностных характеристик играющего. Человек еще не может полностью уйти от компьютерных игр, но уже меньше уделяет внимания им. Это длительная стадия, прохождение которой возможно в течение всей жизни человека.

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.