Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Когда стоит прекращать грудное вскармливание, чем опасен отказ от прививок и сколько раз в день нужно проветривать комнату? На эти и другие вопросы, которые часто волнуют молодых мам и пап, отвечает один из ведущих педиатров Москвы.

Памятка для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

«Гендерное воспитание» этот термин знаком большинству родителей. Но все ли хорошо знают его суть? В переводе с английского языка слово «gender» означает «род», «пол». И, следовательно, гендерное воспитание – это воспитание ребенка с учетом его пола.

 

 

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

 

Рекомендации по воспитанию девочек: 

 Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

 

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас!

 

Материал подготовленсотрудниками ЦДП

 

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Читайте также:  Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

От до года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

От до года

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.

Unsplash / Aswin

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

  1. Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 
  2. Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 
  3. Питание. Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 
  4. Физическая активность. Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено. В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках – закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек – спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс –Бэби»).
  4. Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц – 37,5-37 градусов, 2-6 мес – 37-36,5, после 6-го месяца – 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Старший ребенок – это не третий родитель

А вместо этого старший ребенок порой оказывается на положении «младшего родителя»: сперва на него перекладывают функции домашнего помощника (принеси, отнеси, подай, убери), затем няни (поиграй, погуляй, развлеки, накорми), а затем и родителя (обучи, объясни, покажи, как правильно).

Читайте также:  Нейрофитнес. Как развить креативное мышление

Нужно сказать, что такая система (как говорили в народе, «сперва родили няньку, а потом ляльку») – норма в традиционном воспитании, где на старшую девочку перекладывается обязанность по воспитанию младших детей, в то время как родители и старшие сыновья заняты вопросами пропитания семейства. Именно к «родовым корням» обычно апеллируют те, кто активно вовлекает взрослых детей в воспитание младших.

Но мы давно не живем родовыми общинами, и внезапное внедрение таких элементов традиционного быта скорее травмирует, чем воспитывает подростка. Он чувствует себя изъятым из привычной среды, предыдущая схема развития сломана, новая – не выстроена.

Занятия ребенка в школе и в свободное время

Младшим школьникам, как любым другим, следует заниматься физическими упражнениями. Уроки физкультуры в школе и спортивные секции, с удовольствием посещаемые ребятами, облегчают эту задачу. Однако нужно учитывать, что избыточная нагрузка сверх школьных занятий вредна, вот почему посещение кружков и секций должно приносить радость и удовольствие, и позитивно влиять на эволюцию и настроение, а не приводить к стрессу. Серьезного внимания в этот период также требует психологическое и умственное развитие. У школьников вырабатывается большое количество умений:

Занятия ребенка в школе и в свободное время
  • они владеют навыками чтения, письма, решения математических задач;
  • принимают участие в художественной самодеятельности;
  • способны усвоить пройденный материал, могут пересказать его, перевести, объяснить, сделать заключение;
  • владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности;
  • умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется;
  • рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;
  • учатся моделировать.

Младшие школьники с успехом занимаются изучением иностранных языков: в это время развитие памяти у детей 8 лет позволяет запоминать большой объем новой информации. Если ребенка интересует история или география, полезно читать дополнительный материал на эти темы. Развитию логики у детей 8 лет помогают упражнения с просмотром аудио- и видеозаписей. Надо потом попросить ребенка пересказать их или написать сочинение с отзывом о просмотренном или прочитанном.

Занятия ребенка в школе и в свободное время

Детям, преимущественно мальчикам, интересно заниматься с большими и достаточно сложными конструкторами, пазлами, развивающими внимание. Большинству ребят нравятся книги о животных, о приключениях и находках. Полезно заниматься с ними развивающими компьютерными играми и обучать некоторым программам, показывать им эффектные химические и физические опыты, проводить экскурсии в музеи, на выставки, водить на концерты и в театры.

Читайте также:  Дидактические игры по развитию положительной мотивации к обучению

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст лет Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Не заменяйте совместный досуг гаджетами

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

«Не стоит надеяться, что гаджет сможет дать ребенку больше, чем общение с мамой и папой. Ведь он недополучает внимания и родительского тепла, постепенно погружается в виртуальную реальность, что в итоге может привести к нервным расстройствам. Кроме того, постоянное лежание или сидение на диване с электронным устройством не лучшим образом отразятся на осанке и зрении ребенка. Несмотря на всю занятость, стремление заработать и обеспечить детям лучшее будущее, советую родителям все же находить время на совместный досуг. Это могут быть подвижные игры, прогулки или просто беседы», — говорит Олеся Сергеичева.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

Проект «Здоровая Москва» завоевал Гран-при премии Eventiada IPRA Golden World AwardsМедицина онлайн: как попасть на прием к врачу, не выходя из дома

В Москве работают 40 детских городских поликлиник. Там не только оказывают квалифицированную медицинскую помощь, но и рассказывают мамам и папам, как правильно заботиться о детях, прививать им полезные привычки и формировать для них здоровый образ жизни.

Сегодня медицинские услуги для детей стало проще и удобнее получать благодаря порталу Так, например, родители могут записать онлайн к доктору одного или нескольких детей одновременно. Для этого надо воспользоваться электронной услугой «Запись на прием к врачу, отмена и перенос записи».

Кроме того, родителям больше не нужно приходить в медучреждение и лично писать заявление, чтобы ребенок наблюдался и получал медпомощь в поликлинике. Прикрепить ребенка к детской поликлинике или детской стоматологической поликлинике можно удаленно.

Примеры переживания кризисов детьми

Девочка 7 лет: «Мне хочется, чтобы дети были взрослыми, а взрослые детьми. Тогда я смогла бы говорить им: выпрями спину, надевай капюшон, когда гуляешь, уроки быстрее учи».

Мальчик 8 лет: «Ненавижу, когда бабушка и мама говорят мне делать уроки. Я прихожу домой и хочу спать. А они говорят, что я должен всё сделать. Я бывает плачу из-за этого».

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание

Девочка 8 лет: «Недавно мне поставили «двойку» по контрольной. Мама на меня кричала. Я в последнее время часто приношу «двойки». Мы с мамой удаляемся друг от друга, ведь наши отношения связаны с моей школьной успеваемостью. Когда я получаю «пять», мы с ней разговариваем, ходим гулять вместе с собакой. А когда я получаю «два», мы с ней превращаемся в чужих. Меня это очень обижает, потому что я хочу, чтобы мы с ней всегда хорошо общались».

Мальчик 12 лет: «Все очень просто. Родители нас не понимают, им всё равно, чего мы хотим. Они думают, что знают про нас всё заранее. И ничего не получится им доказать. Как можно до них донести, что я тоже имею право на собственную жизнь, что нет необходимости контролировать каждый мой шаг. Я виднее, что для меня лучше».

Девочка 12 лет: «Мне очень хочется, чтобы родители не ссорились, и чтобы у нас всё было хорошо, чтобы мне не было страшно, чтобы не приходилось прятать книжки, не нравящиеся маме, под подушку. Меня постоянно контролируют – надоело. Если куда-нибудь идёшь, то сразу – куда? Я сейчас очень хочу, чтобы меня оставили в покое, чтобы мама наконец-то поняла, почему я так делаю».

Девочка 12 лет: «Между нами с папой огромная пропасть. И получится, наверное, ещё натянуть колючую проволоку. По его мнению  это забота обо мне. Я не спорю, что они с мамой покупают мне много всего, но потом постоянно лазят ко мне в рюкзак. Но больше всего меня не устраивает, что папу интересует только посмотреть дневник и спросить, как дела. Я постоянно говорю им, чтобы оставили меня в покое. А они говорят, что я только и умею, что грубить и хамить. Одним словом, они держат меня на поводке».

Конечно, детско-родительские отношения в период возрастного кризиса будут конфликтными, что ещё больше осложняет проживание кризиса. Поэтому важным является оказание адекватного ситуации психологического воздействия.