Возрастные нормы развития двигательных навыков у детей

Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.

Развитие ребенка в месяцев

 Ребенок в 6 месяцев начинает постигать особенности каждого из окружающих его людей, узнает их голоса, запахи, усваивает их имена, тянет к ним руки, улыбается.

 

Но, улыбаясь  знакомым лицам, при виде чужих нередко проявляет беспокойство: смотрит на них с недоверием, плачет. Тревога, страх перед исчезновением тех, кто его окружал и утешал, являются необходимыми элементами формирования у ребенка сознания своей личности; он делает маленький шаг вперед на пути к самостоятельности.

Малыш активно реагирует на знакомые звуки, поворачивает на них голову. Увидев среди чужих людей своих, выделяет их, проявляя радость, удовольствие. Язык (назовем его так, хоть он и находится на самой нижней ступеньке развития) тоже прогрессирует, правда, едва заметно: ребенок начинает произносить некоторые слоги. С этого времени начинается новый этап в его развитии — так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то ваше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств. Малыш еще не понимает, что в нем запечатлевается, но со временем он обязательно разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявления отрицательных эмоций. Естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку, но он — невольный свидетель. Не удивляйтесь, если когда-нибудь он выдаст вам то, что «записал» теперь.

В возрасте 6 месяцев ребенок начинает потихоньку садиться, а поддерживаемый под мышки стоит прямо, не сгибая ног. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго, и тем более — стоять. Мышцы спины у него только развиваются. Вам хочется, чтобы ваш малыш уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы сажаете ребенка в подушки. Не делайте этого! Ребенок будет сам сидеть тогда, когда его организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минуту, но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На 6-м месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками — в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

Ребенок вполне сознательно может натянуть на глаза косынку и накрыть голову пеленкой. Обеими руками довольно долго может держать предметы, играет с ними, как с погремушкой. Все, что попадает под руку, хватает и тянет в рот, если попытаться отобрать, не отдает.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие. Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки, что приведет к вывиху плечевых суставов.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 6 месяцам:

1. Начинает лепетать — произносит отдельные слоги.

2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

3. Переворачивается с живота на спину.

Читайте также:  Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления

4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.

5. Хорошо ест с ложки.

 

 

Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Смотрите также: Польза занимательной математики и решения задач на логику.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Режим питания ребенка

6 месяцев

Грудное молоко и детская смесь еще остаются основной полноценной пищей малыша, из которой он получает важные питательные вещества.

Но в 5-6 месяцев вы заметите, что он начал проявлять интерес ко взрослой пище — наблюдать, как вы едите, провожать взглядом ложку, открывать рот и причмокивать. В полгода важно этот пищевой интерес у него поддерживать, постепенно расширяя питание ребенка. С этой целью вводится прикорм. Именно с полугода ВОЗ рекомендует включать в рацион ребенка, находящемся на грудном вскармливании, взрослую пищу. Если малыш на искусственном вскармливании, прикорм вводится чуть раньше — в 4 месяца. С введения прикорма следует особо следить за питанием ребенка.

Прикорм начинают с овощного пюре. Выбирайте кабачок, цветную капусту, брокколи. Затем вводятся безглютеновые каши. Если ребенок не добирает вес, тогда прикорм обычно начинают с круп.

Также с 6 месяцев к питанию добавляется вода. А вот соки современные педиатры не рекомендуют давать ребенку в первый год жизни.

Объем прикорма маленький — в первые дни грудному ребенку достаточно половины чайной ложки пюре, далее объем порции постепенно увеличивается в течение 10 дней до необходимой нормы. Кормите одним продуктом и смотрите на реакцию ребенка. Лучшее время кормления — первая половина дня. Новые продукты вводятся постепенно.

К 6 месяцам формируется режим кормлений. Ребенок кушает на пробуждение и незадолго до сна до 5-6 раз в день. Прикладывания к груди непродолжительные, так как ребенок часто отвлекается во время кормления. Наиболее частые кормления вечером и активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением.

Читайте также:  В каких случаях новорожденному назначается докорм

Объем и частоту кормлений ребенка следует обсудить с педиатром.

Развитие ребенка в месяца — как грамотно составить режим?

Четкого режима дня у малышей в таком возрасте, как правило, еще нет. Но родителям рекомендуется кормить, купать, укладывать ребенка на сон примерно в одно время. Так малыш будет более спокойным и эмоционально уравновешенным.

  1. Питание. Лучшее питание для ребенка создала сама природа. Бесспорно, это молоко мамы. Режим кормления начинает отличаться от первого месяца. На смену кормлению «по требованию» плавно приходит кормление с интервалами примерно в 2 часа. Для малышей на искусственном вскармливании такой интервал может быть увеличен до 3 часов. Размер порции, которую нужно предложить младенцу, легко рассчитать по такой формуле: 1/6 от массы тела разделить на количество кормлений в сутки.
  2. Водные процедуры. Большинство малышей очень комфортно чувствуют себя в воде и с радостью плещутся в ванночке, вызывая умиления пап и мам. Купание в 2 месяца рекомендуют проводить в вечернее время, за 30 минут до сна. Купать ребенка лучше в специальной ванночке, температура воды в пределах 36-37 °С. Ребенок на втором месяце жизни еще быстро переутомляется, поэтому не стоит проводить водные процедуры дольше 10-15 минут.
  3. Сон. Этот элемент режима дня крайне важен, так как он отвечает за психологическое спокойствие и эмоциональное равновесие младенца. Общая продолжительность сна в сутки – 16-18 часов. В среднем малыши в 2 месяца спят по 3-4 раза в течение дня. Продолжительность сна варьируется от 1,5 до 2 часов. Ночной сон составляет около 10-12 часов. Не стоит беспокоиться, если двухмесячный ребенок просыпается ночью и требует покушать. Это физиологическая норма для крохи на втором месяце жизни.

С какого продукта начать прикорм

Многие родители находятся в сомнении, с какого продукта начинать прикорм. Мы советуем посмотреть на массу тела ребенка и особенности его стула. Полненькому малышу лучше начать с овощного пюре, которое также подойдет и для того, кто склонен к запорам. В противном случае лучше начинать с каш. Мясо с рыбой оставляют на поздний период.

Если рассмотреть прикорм с точки зрения разнообразия состава минералов, витаминов, железа, предпочтение отдается овощному пюре. Оптимальным будет цветная капуста или кабачок. Кисломолочные же продукты более знакомы малышу по вкусу. Они легче переносятся, дают меньшее количество отрицательных последствий. Кроме того, кисломолочные бактерии вступают в борьбу с микробами, которые вызывают кишечные инфекции. Кефир дает минимальную нагрузку на печень.

Худенькому малышу, который плохо набирает вес, лучше начать прикорм с молочной крупяной каши, которая не содержит глютен. Обычно первой подключают гречневую, рисовую или овсяную каши. Манная каша не несет пользы для организма. Ее можно дать ради разнообразия меню ближе к году. Шестимесячного ребенка пора знакомить с фруктовыми соками, овощными отварами. Обычно первый идет яблочный сок.

Психологические изменения

Маленький человек в 3 месяца уже способен узнать свою маму и людей, которых он часто видит. Малыш активно выражает свои эмоции криком, гулением, улыбкой. Родители могут услышать, как ребенок певуче растягивает гласные, когда находится в хорошем настроении. Более активной становится и мимика крохи. Появляется «комплекс оживления»: радостная реакция на взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек и ножек.

Психологические изменения

Некоторые дети этого возраста предпочитают большую часть времени находиться на руках у мамы или папы. Не отказывайте ребенку в этом желании и вы увидите, что умеет малыш. Сосредоточенно глядя на ваше лицо, прислушиваясь к голосу, ребенок будет улыбаться, хмуриться, показывать язычок и пытаться повторять произнесенные вами звуки.

Свои желания малыш по-прежнему выражает плачем. Требуется ли ему питание, смена пеленок, родительское внимание — ребенок будет плакать по-разному. Обычно к 3 месяцам мама уже может различить, что необходимо карапузу. В этот период малыш начинает капризничать просто из-за того, что ему скучно. Врачи не рекомендуют в таких случаях сразу бежать к ребенку. Дайте ему время успокоиться самостоятельно.

Читайте также:  Памятка для родителей: как объяснить ребенку, зачем нужно читать

Задержки при овладении детьми двигательными навыками

Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.

На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.

До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.

Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.

Поведение, эмоции и общение

  • продолжается развитие понимаемой и активной речи. Ребёнок различает интонации в разговоре взрослых. Знает, ласково к нему обратились или, наоборот, строго. «Гуление» становится всё продолжительнее. Различаются отдельные звуки и слоги;
  • малыш узнаёт близких и отличает их от незнакомых людей. Привязанность к матери остается такой же сильной. В её отсутствие ребёнок может стесняться окружающих, прекращать игру;
  • в зависимости от ситуации демонстрирует разнообразие эмоций – радость, страх, обида, любопытство;
  • младенец учится осознанно привлекать внимание, используя крик и близлежащую погремушку;
  • обозначается развитие предметной памяти. Если уже известную для малыша игрушку частично спрятать на видном месте, ребёнок, увидев только часть, с радостью её узнает и потянется, чтобы захватить;
  • из всех игрушек выделяет любимые, с которыми предпочитает играть чаще.

Игры с мамой

Очень важно продолжать носить малыша на ручках. Это очень полезный тактильный контакт с мамой, дающий ребенку чувство защиты и уверенности.

Игры «ладушки», «ку-ку!», «сорока-ворона» принесут много радости малышу – в 5 месяцев самое время начать в них играть. Обязательно сопровождайте все игры комментарием, в идеале – стишками, пестушками и потешками. Если вы их не помните – ничего страшного, просто разговаривайте с ребенком, для него важно слышать ваш голос и различать интонации.

Называем части тела: легко прикасаясь к носику, животику, ручкам и ножкам ребенка, называйте их, можно показывать те же части на себе и игрушках.

Перекличка: вводите в речь ребенка новые звуки и слоги, ребенок будет пытаться повторить за вами, таким образом расширяя свой словарный запас. Сопровождайте свою речь мимикой и жестами. Читайте книжки, рассматривайте вместе картинки, озвучивайте, как говорят животные – это тоже стимулирует речь малыша.

Можно много писать о том, что ребенок должен уметь, но ребенок никому и ничего не должен, он развивается по собственному плану, заложенному в нем природой. А ваша задача – помочь ему этот план выполнить. Если ваш малыш чего-то еще не делает или не умеет – это не повод расстраиваться. Главное, окружайте его любовью и заботой, радуйтесь каждому дню и каждой маленькой победе своего ребенка.