Воспитание ребенка 4-5 лет. Особенности возраста и развития

Каковы возрастные особенности детей 4-5 лет, на что обратить внимание и чему обязательно нужно научить ребенка – тема нашей статьи.

Физическое развитие

У детей четырех-, пятилетнего возраста заметно улучшается координация движений. Они более ловкие и умелые по сравнению с двухлетками или трехлетками. В этот период активно укрепляются мышцы.

Физическая активность очень важна. Но нагрузку нужно дозировать, так как мускулатура развивается неравномерно.

Четырехлетнего ребенка уже можно записать в спортивную секцию (гимнастика, плавание, футбол).

Физическое развитие

Тренировки не должны превышать 45-60 минут. Оптимальны 2 занятия в неделю. Они помогают дисциплинировать ребенка, позволяют выплескивать накопившуюся энергию.

На пятом году жизни ребенок вырастает на 5-7 сантиметров. Вес в среднем увеличивается на 1,5 – 2,5 килограмма.

Сбалансированное питание

Женщинам возраста за 55 лет особенно важно правильно питаться. Это значит, что необходимо выбирать продукты с низким гликемическим индексом. Такая пища благотворно влияет на здоровье, укрепляет сосуды, препятствует повышению в крови холестерина.

Больше ешьте рыбы. Рацион рыбный способен замедлять выработку гормонов голода.

В этом возрасте показано употребление масла семени льняного. В нем содержится полезный жир, поддерживающий здоровую функцию щитовидной железы.

Если при сбалансированном питании прибавляется вес, постоянно возникает чувство холода, часто происходит смена настроения, то необходимо обратиться к врачу эндокринологу для проверки работы щитовидной железы.

Диета должна быть сбалансированной. У женщин этого возраста повышается риск заболевания остеопорозом и болезнями сердечно-сосудистой системы. Рациональное питание является профилактикой остеопороза, рака, сердечнососудистых заболеваний. Продукты, содержащие животный жир и соль в большом количестве снижают уровень кальция в организме.

В диету важно включать меньше жира, а больше кальция, овощей, фруктов, достаточное количество углеводов.

Норма калорийности для женщин этого возраста в сутки составляет 2000.

600 калорий – завтрак;

700 калорий – обед;

600 калорий – ужин;

100 калорий – перекусы между основным приемом пищи.

Избегайте кофеина и алкоголя. Старайтесь выбирать кофе и чай без кофеина. Избыточное потребление кофеина провоцирует выведение кальция почками из организма. Это способствует утончению и хрупкости костной ткани.

Принимать пищу старайтесь четыре — пять раз в день в определенное время.

В день нужно выпивать минимум два литров воды.

Определите индивидуальную суточную норму калорий исходя из собственного возраста, веса, роста, физической активности, распорядка дня.

Для того, чтобы по специальной формуле рассчитать суточную норму калорий, нужно выполнить следующие действия:

  • Измерить в сантиметрах рост и умножить эту цифру на 1,8;
  • Вес в килограммах умножить на 9,6;
  • Умножить возраст на 4,7;
  • К результату первого и второго действия прибавить 655 и отнять действие третье (показатель возраста). Полученный результат считается индивидуальным уровнем вашего обмена веществ.
  • Полученный индивидуальный уровень метаболизма умножить на коэффициент вашей физической активности, что окажется суточной нормой калорий.

Уметь воспринимать критику

Чтобы в 10 лет для ребенка критика не становилась трагедией, c самого раннего возраста нельзя его перехваливать. Если малыш привык, что все его ошибки, неудачи и плохое поведение оправдывают какими-то внешними обстоятельствами и продолжают "нахваливать", то к подростковому возрасту он будет совсем не готов столкнуться с чьей-либо критикой. А с ней в жизни приходится иметь дело абсолютно всем.

Если ребенок знает, что у него не всегда все получается идеально, чужую критику будет воспринимать менее болезненно.

Уметь воспринимать критику

Важно также объяснить малышу, что критика бывает как обоснованной, так и необоснованной. В первом случае она базируется на объективных причинах, во втором — на эмоциях критикующего, которые он не может контролировать. Чтобы выяснить, с каким видом критики пришлось столкнуться, важно уметь задавать вопросы: "Что не так с моим рисунком?", " Почему тебе не нравится моя одежда?" и т.д.

Психика и эмоции

Четыре года — возраст, когда психика ребенка активно развивается, вырастает чувство контроля и ответственности. Малыш начинает чувствовать более разнообразные эмоции, становится очень чувствительным к реакции взрослых. Иногда у ребенка появляется пессимистический настрой, он может чувствовать себя ненужным и нелюбимым, это проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется более осознанным.

Психика ребенка в этом возрасте очень чувствительна, недостаточность похвалы воспринимается очень остро. Малыши любят примерять на себя роль взрослых, сравнивать себя с другими и проводить анализ отличий.

Кризис возраста семи лет

В 7 лет ребёнок активно приобретает новые умения, расширяет запас знаний, благодаря учёбе, но не всем малышам это даётся легко. Порою ежедневный труд, отсутствие свободного времени для отдыха, сильное напряжение, вследствие приспособления к новому распорядку дня и правилам, делают ребёнка более замкнутым и конфликтным с близкими ему людьми. В его поведении появляются капризы, противостояние запретам, открытый протест.

Причинами таких перемен является:

  • осознание ребёнком своего нового статуса;
  • переоценка ценностей, связанная с новыми потребностями в мире взрослых;
  • неготовность к реализации этих потребностей из-за ограничений, установленных родителями.

Непослушание – это только один из признаков кризиса, малыш может проявлять откровенную озлобленность по отношению к своим домочадцам, вести себя грубо и вызывающе. Всё это делает детей неуправляемыми, тем более что ребёнок начинает воспринимать отца и мать не только, как своих родителей, но и как приятелей.

Однако этот негативный этап взросления и развития может быть ярко выраженным не у всех деток. Главное, поддержать малыша, ведь под влиянием отдельных неудач, в этот момент у него может сформироваться комплекс по отношению к своим способностям.

Чтобы пережить негативный период с меньшими потерями, психологи советуют соблюдать некоторые рекомендации при воспитании дочки или сына:

  • необходимо разговаривать с малышом, обсуждать с ним его успехи и промахи, прислушиваться к его мнению по разным вопросам;
  • следует и дальше поддерживать в ребёнке его желании всё делать самостоятельно, если невозможно отменить какой-то запрет, ему придётся объяснить причину отказа;
  • перед поступлением в школу или в её стенах у детей возникает множество важных для них вопросов, поэтому родителям важно давать им исчерпывающие ответы и объяснения;
  • чтобы у первоклассника сохранялась вера в свои силы, его необходимо поощрять, пусть даже это незначительное достижение;
  • важно, чтобы детки умели откровенно высказывать свои переживания, желания, всё, что их радует и беспокоит – этому придётся их научить;
  • отец и мать и сами должны показывать хороший пример, как можно управлять своими отрицательными эмоциями, а для этого они никогда не должны выражать при ребёнке своё недовольство, раздражение, тем более, гнев.

К сожалению, кризис неизбежен, и пережить его всё равно придётся, но в этом есть и положительный момент – такое взросление сделает малыша более подготовленным к непростой школьной деятельности.

Физическое развитие и активность детей в 3-года

В возрасте 3-4 лет дети очень подвижные и активные. Идет перестройка организма. Это уже не малыши, но еще и не взрослые. В это время врачи отмечают быстрый рост и потерю жировой массы.

Упрашивать малыша пойти поиграть в парке не придется, ведь активные игры, беготня сейчас привлекают их больше всего. Малыш становится более выносливым. Сейчас можно вводить физкультуру и спортивные занятия – детям это пойдет только на пользу. Дайте им возможность выплеснуть энергию на игровой площадке.

Правильное физическое развитие

Под правильным физическим развитием малыша подразумевается соответствие антропометрических норм возрасту. В возрасте 3-5 лет дети снова вступают в фазу активного роста, прибавляют так же, как в первый год жизни.

К 3 годам малыш уже уверенно бегает, может менять направление движения. Сейчас детям просто необходима физическая активность, и оставлять их без движения вредно.

Идет укрепление сосудов всего тела, налаживание работы сердца, развитие дыхательное системы.

К 4 годам это уже «маленький взрослый». Пропадает детская пухлость – малыш выглядит пропорциональным. Сейчас он может потерять несколько килограммов, так как постоянно находится в движении.

Если в это время ограничивать его двигательную активность, не давать выхода энергии, то развитие организма не сможет проходить правильно.

У детей, ограниченных в двигательной активности, наступают эндокринные проблемы, снижается насыщение крови кислородом.

Пока что рост и вес девочек и мальчиков примерно одинаковый. Их развитие проходит по одному принципу: они активные, жизнерадостные, любят совместные игры. Занятия физической культурой проводятся для девочек и мальчиков совместно, нагрузка одинаковая.

Что умеет ребенок 3-4 лет?

У малышей 3-4 лет внушительный набор возможностей. Конечно, при условии, что они занимаются физической культурой. Без нее физическое развитие может проходить замедленно. Если малыш посещает детский садик, то у него есть простые уроки физкультуры. Кроме того, рекомендовано утром делать небольшую зарядку, это помогает проснуться и быть в форме.

Читайте также:  Адаптация в детском саду – привыкаем всей семьей

У детей внимание на упражнениях удерживается 10-15 минут, не больше. Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются активные, полные движений. Игра привлекает, конечно, больше, чем рутинные упражнения. В этом возрасте для детей игровая физкультура будет лучшим выбором. Итак, что же умеют дети 3-4 лет:

Физическое развитие и активность детей в 3-года
  • ходят на носочках и пятках, могут делать большие и маленькие шаги;
  • ходят и бегают, но непродолжительное время;
  • прыгают на месте, совершают прыжки вперед или назад;
  • могут бросить и поймать мяч;
  • любят общую физическую активность;
  • могут контролировать свое тело, удерживать равновесие.

Это не так мало, если учесть, что правильно ходить ребенок начал всего полтора года назад. К 4 годам появляется полное владение своим телом, малыш становится выносливее.

Занятия физкультурой

Важно правильно организовать физическое развитие детей. Для этого физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными. В детском садике будут игры, физкультура, разные веселые соревнования.

Затем малыш идет в школу, где занятия продолжатся, но будут уже серьезнее. С 4 лет можно отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз в неделю по 1-1,5 часа.

Этой нагрузки вполне достаточно для таких маленьких детей.

В возрасте 4 лет почти все профессиональные спортивные секции начинают набор. У многих детей уже к 3-4 годам отмечают хорошие физические данные для занятия спортом, например гимнастикой. Родителям нужно понимать, что это уже путь в серьезный спорт. Необходимо очень хорошо подумать, ведь теперь жизнь малыша будет постоянно связана с этим.

Физкультура дома

Самые простые уроки физкультуры с ребенком можно проводить дома или на площадке. Заниматься нужно 10-15 минут. Лучше всего делать это зимой в проветренном помещении, а летом – на улице. Схема занятий для детей 3-4 лет будет следующей:

  1. Бег – 200-300 метров. Не стоит задавать малышу быстрый темп. Если нужен отдых, дайте ему передохнуть 2-5 минут.
  2. Ходьба на носочках и пятках – 150 метров.
  3. Прыжки на одной и двух ногах. По 10 повторений.
  4. Приседания – 5 повторений.
  5. На площадке – лазанье по лесенке, висы на вытянутых руках.
  6. Упражнения с обручем. Поднятие обруча на вытянутых руках.
  7. Упражнения дома на коврике: лодочка, перекатывания, растяжка.

Время от времени повышайте нагрузку, но не чаще, чем 1 раз в 2-3 месяца. Добавляйте другие простые упражнения. К 5-6 годам малыш уже может пробежать трусцой около 500 метров без остановки.

Не нужно сильно перенапрягать ребенка. Нельзя заниматься во время болезней, кроме того, необходим перерыв на 1-2 недели после полного выздоровления. В этот период организм усиленно работает над своим восстановлением, и ему не нужна дополнительная нагрузка. После болезни лучше начинать с пеших прогулок на 1-2 километра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

Игры и упражнения для четырехлетнего ребенка

1. Для укрепления мышц малышу полезно будет 3-5 метров пройти на руках, при этом вы держите его за ноги. Упражнение желательно делать 4-7 раз в неделю.

2. Развивать координацию ребенка можно, играя с ним в различные подвижные игры (догонялки, футбол и прочее), также полезно будет ходить по одной линии, по перекладине или по бревну.

3. Игра «Кто первый дотронется до цвета». Участники игры должны найти в комнате предметы с нужным цветом и дотронуться до них. Побеждает тот, кто первый добежит и дотронется до нужного цвета. Условия конкурса можно разнообразить, например, до предмета нужно не добежать, а допрыгать.

4. Большое значение в психическом развитии вашего малыша имеют игры по ролям, они формируют творческие задатки, развивают образное мышление, внимание, память, различные черты характера малыша.

Читайте также:  Недоношенные дети: причины, базовый уход за новорожденными

Дайте ребенку задание, кем он должен стать, пусть он представит себя в этой роли, попросите его нахмуриться, например, как мальчик, у которого отняли конфету или «превратите» его при помощи волшебной палочки в героя или злодея.

5. Игры на развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции также очень полезны для развития. Можно повторять за ведущим движения или хлопать в ладоши, когда из перечисленного будет произнесено определенное слово (например, слон) или определить какого из ранее представленных предметов не хватает.

6. Игра «Что лежит в коробке?» По описанию цвета, формы, вкуса и других свойств отгадать, что за предмет спрятан в коробке.

7. Упражнения на развитие мелкой моторики: нанизывание бусинок, пуговиц на нитку; рассыпать горох, гречу на поверхности, попросить ребенка помочь ее убрать; изобразить на тени различные фигуры при помощи рук.

Можно дать малышу ежедневное небольшое домашнее задание, которое поможет ему правильно научиться держать ручку, например, нарисовать 5 квадратов, 5 крестиков, 5 ноликов.

  • 1 Физиологическое развитие ребенка в 4 года
  • 2 Физическое развитие ребенка в 4 года
  • 3 Мелкая моторика
  • 4 Общение и поведение малыша в 4 года
  • 5 Речь ребенка в 4 года
  • 6 Что должен уметь ребенок в 4 года
  • 7 Что должен знать ребенок в 4 года
  • 8 Игры и упражнения для четырехлетнего ребенка

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

  1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
  2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
  3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
  6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Пособия для занятий:

  1. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
  2. Карточки Учим ребенка счету
  3. Карточки с цифрами от 0 до 10
  4. Карточки “какая цифра лишняя”
  5. Игра изучаем геометрические формы
  6. Игра для изучения Геометрических фигур
  7. Пропись Цифры
  8. Цифры прописью
  9. Цифры прописью, часть 2
  10. Карточки с Цифрами-раскраски
  11. Пазлы-тройные геометрические фигуры
  12. Пазлы-тройные Цифры и Счет
  13. Соедини цифры и раскрась рисунок
  14. Геометрические фигуры. Развиваем память
  15. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
  16. Изучаем Геометрические фигуры
  17. Пропись по Математике
  18. Учусь тетрадь
  19. Учимся писать Цифры от 1-9
  20. Математические примеры для дошкольника
  21. Игры с Геометрическими фигурами
  22. Развиваем память с Геометрическими фигурами
  23. Соотносим количество с цифрой
  24. Занимательные задания по математике
  25. Ориентируемся в пространстве. До и После
  26. Карточки с Цифрами
  27. Математика с Игральными Костями
  28. Дидактические игры по математике
  29. Пазл Счет от 1 до 10
  30. Математика с Игральными Костями для Детей

У родителя должна быть цель

В начале статьи я упомянула, что у детей огромный потенциал. Сравним это с пустой комнатой. Кому эту комнату заставлять «мебелью»? Вам! Кому пользоваться удобством расстановки и наличием всего необходимого? Вашим крохам.

Давайте вспомним, как вы внимательно подбирали по каталогам свою мебель. Учтена была вся важная характеристика: цвет, стиль, форма. Расставляя, вы думали о вашем привычном образе жизни, чему отдаете предпочтение: общением с друзьями или же предпочитаете в одиночестве смотреть телепередачи. Не забыли, что в комнате вам придется находиться утром и днем. А потому прикупили светильники, шторки.

Вот точно также нужно внимательно отнестись к тому, что будет в сердце и голове вашего малыша. Не тратьте свое время (словно деньги на необдуманную, неподходящую обстановку), не впускайте в жизнь малыша пустые слова и поступки (как площадь комнаты заполняется чем попало, после чего нет порядка). Помните о цели воспитания: взвешивайте, а нужны ли конкретно эти знания, ребенку, к чему они их приведут. Как он будет их применять, и для какого стиля жизни вы его подготавливаете. То же касается выбранных книг и мультиков. Чтобы узнать как я выбираю книги и фильмы и как они влияют на жизнь и поведение человека переходите сюда.