Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Уход за новорожденным – задача трудная, но выполнимая. Недавно появившийся на свет ребенок — это не миниатюрная копия взрослого. Он очень сильно отличается своими потребностями и особенностями физиологии. Поэтому многие вещи, привычные для взрослых, могут совершенно не подходить, когда вы осуществляете уход за малышом.

Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка

  1. Сон В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит. Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение. Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов.
  2. Вес Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц.
  3. Рост Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц.
  4. Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
  5. Кушает малыш 6 раз в сутки Норма разовой порции — около 150 мл. Рассчитать норму на день очень просто: делите вес карапуза на 6, и получаете тот объем, что он должен скушать за сутки. Прикормы пока не рекомендуются.
  6. Кости ребенка пока еще хрупки Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание.
  7. Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит Движения осознанные, активные.
  8. Прогулки должны стать доброй привычкой 3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение. При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша.
  9. Купание По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед. С детским мылом купаем дважды в неделю.
  10. Уже работают слезные железы.

Как ухаживать за новорожденным?

Уход за новорожденным в первый месяц жизни имеет некоторые особенности, связанные с физиологией ребенка. Малыш только появился на свет и начинает адаптироваться к окружающему миру. Его организм постепенно привыкает находиться вне утробы матери и потому иногда выдает странные симптомы.

Кожа у новорожденного совсем не такая же, как у взрослого. Иногда на ней возникают такие явления, как токсическая эритема или милии. Все это не является заболеваниями не требует каких-то особых мер. Но выглядит так, что молодые мамы очень сильно пугаются.

Например, милии удивительно похожи на подростковые угри. Они возникают из-за того, что кожа малыша еще недостаточно зрелая, и происходит закупорка сальных желез. Это не доставляет ребенку никакого беспокойства и полностью проходит к концу первого (максимум – второго) месяца жизни. Но некоторые мамы пытаются убирать милии при помощи очищающих полосок для проблемной кожи. Этого ни в коем случае делать нельзя. Такой «уход» за новорожденным в первый месяц чреват серьезными осложнениями со стороны кожи.

Существуют и другие странные явления. Например, монголоидные пятна, половой криз, физиологическая желтушка или сильное шелушение кожи. Чаще всего, это не опасно проходит без каких-либо манипуляций. Главное – не навредить ребенку. Поэтому, лучше проконсультироваться с врачом или медсестрой. Специалист всегда подскажет, как как ухаживать за новорожденным ребенком.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Читайте также:  Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Двигательные навыки ребенка с 9-месяцев

Большое значение на данном возрастном этапе имеет развитие двигательных навыков, т.е. ребенка учат ходить с поддержкой сначала за обе руки, потом за одну руку, а затем самостоятельно. Надо стимулировать активное бодрствование ребенка. Родители должны играть с малышом – кормить, укладывать спать куклу, мишку, собачку; строить небольшие постройки из строительного материала. Малыша учат подражать новым слогам, а затем и словам, называть имена взрослых, различные предметы и действия с ними.

Родители должны объяснять ребенку содержание нарисованного в книжке, просить его найти собачку, кошку или куклу, изображенных на картинке, среди своих игрушек. Это обеспечивает формирование понимаемой речи и способности к обобщению.

месяца

В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.

В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника. К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.

Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:

  • Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
  • Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
  • Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
  • Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
  • Различать голос близких и посторонних ему людей.
  • Более координировано двигать ножками и ручками.
  • При недостатке внимания кричать и плакать.
  • Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
  • Больше спать ночами, и меньше в дневное время.

Развитие речевых навыков ребенка в год

Общение с маленьким человечком с каждым днем становится все интереснее. Его речь постоянно пополняется новыми словами. Это могут быть всего несколько букв, обозначающих слово: вместо гулять — «ать», вместо иди – «ди». Успешное развитие ребенка в год характеризуется умением произносить 10-15 слов.

С помощью слов, междометий, которыми малыш выражает свое настроение, он может комментировать любимую книжку. Ребенок способен рассказать внимательным слушателям, что изображено на картинке. В этом возрасте он рассказывает больше для себя, поэтому реакция на рассказ ему не интересна.

Как я могу помочь улучшить развитие и эмоциональную безопасность моего ребенка

Уход за новорожденным ребенком в первый месяц: маленькие дети нуждаются в безопасности рук родителей, и они понимают уверенность и комфорт вашего голоса, тонуса и эмоций. Как развивать ребенка в 1 месяц?-рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего новорожденного:

  • Держите ребенка лицом к лицу.
  • Говорите успокаивающим тоном, и пусть ваш ребенок услышит ваш ласковый и дружелюбный голос.
  • Пойте своему ребенку.
  • Прогуляйтесь с ребенком в слинге или коляске.
  • Пеленать младенца в мягкое одеяло, чтобы он или она чувствовали себя в безопасности и не пугали собственные движения ребенка.
  • Качайте своего ребенка ритмичным, нежным движением.
  • Быстро реагируйте на крики вашего ребенка.

Формирование ребенка в первый год жизни

 Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. У ребенка первого года жизни быстро развиваются функции мозга, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, возрастает выносливость. Так, новорожденный бодрствует лишь 20-30 минут, а к концу года фаза активности достигает 3-3,5 ч. С первых месяцев жизни у него развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции. Так же быстро развиваются движения, формируются элементарные действия с предметами.

К концу первого года ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего.

Он начинает понимать речь, пользоваться первыми словами при обращении к близким взрослым, выполнять простые действия с игрушками. Развиваются память, внимание, мышление.

Уже на первом году жизни у малыша отмечаются первые проявления самостоятельности, настойчивость при достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим его людям, вещам.

Полноценное развитие ребенка первого года жизни во многом зависит от воздействий ухаживающих за ним взрослых.

Общение с взрослым становится потребностью и ведущей деятельностью детей уже в первые месяцы жизни, источником их развития. Очень рано (на 3-м месяце) у малыша возникает интерес к другим детям.

Он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость, а затем и подражать им.

Развитие ребенка первого года жизни осуществляется в определенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе простых. Овладение тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отмечаются периоды накопления и скачков, чем и обусловливается неравномерность развития.

Быстрый темп и неравномерность развития малыша вызывают необходимость деления первого года жизни на 4 качественно различных периода и выделения в каждом из них умений, которые получают именно в данном возрасте наибольшее развитие и имеют прогрессивное значение для дальнейшей жизни. Эти умения названы ведущими, на них должно быть направлено особое внимание в процессе воспитания ребенка.

Рассмотрим подробнее каждый такой период.

Период новорожденности (первые 3-4 недели жизни) – наиболее ответственный в жизни ребенка.

Здесь еще трудно выделить ведущие линии развития, но можно обозначить основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого и правильного ритма кормления, соответствующего состоянию ребенка (7 раз через 3 часа или 6 раз через 3,5 часа – по рекомендации врача); формирование положительных привычек и предупреждение отрицательных (сосание пальцев, соски, потребности в укачивании на руках, в кроватке, беспорядочное кормление и др.).

С конца периода новорожденности надо формировать суточный ритм с концентрацией сна на ночь, а бодрствования – на день. Во время бодрствования у малыша поддерживают спокойное и активное состояние, вызывают слежение за движением предмета и формируют умение прислушиваться к звукам. Его кладут на живот, побуждая приподнимать головку.

С конца периода новорожденности и до 2,5 – 3 месяцев увеличивается длительность бодрствования (до 1-1,5 ч), формируется четкое чередование сна и бодрствования в течение дня. Во время бодрствования ребенок должен быть спокоен и активен. У него воспитывают положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам.

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредоточивать взгляд на неподвижной, висящей над ним игрушке, на лице взрослого.

Ребенок прислушивается к звукам речи, пению взрослого, звучанию погремушки, на этой основе у него развиваются речевой слух, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями.

Приобретенные умения способствуют спокойному и активному бодрствованию.

В этот период важно формировать ответные эмоционально-положительные реакции – основное условие своевременного физического и нервно-психического развития ребенка. Малыш учится проявлять радость в ответ на общение с взрослым.

Читайте также:  Домашний детский сад: плюсы и минусы — личный опыт

В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, а на 3-м месяце формируются более сложные положительные эмоциональные реакции – «комплекс оживления».

К 4 месяцам ребенок, радуясь, громко смеется, такое состояние становится более выразительным, длительным, чаще проявляется по различным поводам и уже может возникать без воздействия взрослого. Постепенно (на 5-м месяце) «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.

Остеопатический прием в клинике «Качество жизни»

Маленькие дети — особая группа пациентов, к которым нужен аккуратный подход, чтобы прием прошел удачно. В клинике «Качество жизни» работают опытные детские специалисты остеопатического профиля, ЛФК и смежных направлений, которые обеспечивают комфорт не только родителям, но и самим маленьким пациентам. Все диагностические и лечебные манипуляции проводятся осторожно, максимально безболезненно. Чтобы оградить малыша от отрицательных эмоций, особенно при его повышенной возбудимости и плаксивости, специалисты соглашаются на следующее: – вести прием не в белом халате, а в цветной одежде, которая отвлекает и не пугает малышей; – не использовать укладывание младенца и отказаться от его полного раздевания; – использовать отвлекающие факторы, в частности игрушки. Врачи комплексно подходят к обследованию и лечению пациентов любого возраста. Специалисты проводят точную диагностику, направленную на выявление причины болезни или факторов риска ее возникновения. Только после полноценного обследования врач назначает комплекс лечебных или профилактических мероприятий.

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор — за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана. Доман – американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир — в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения – тем больше он запоминает.

Методика Монтессори. Построена на индивидуальности каждого ребёнка. Дети сами должны решать, как и чем им заниматься. Роль взрослого – создать определённые условия для игры, а также развить внимание малыша. Важным инструментом обучения является коллективное творчество, где, кроме общения, дети могут поделиться собственным опытом.

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель – пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.