Навыки и умения ребенка в 3 месяца. Физическая активность ребенка

Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

  1. Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
  2. Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Развитие двигательных способностей

В возрасте 3 месяцев ребенок совершает первые действия по подчинению собственного тела и координации движений. Он начинает двигаться свободнее, более плавно, потягивается, вытягивает руки и ноги, разжимает кулаки.

В первую очередь в 3 месяца развивается осязание, а также начинается подготовка к сидению и ползанию. Малыш ощупывает себя, свои руки и ноги, сгребает руками пеленки, одеяло, игрушки и другие предметы, до которых может дотянуться. Он может подолгу лежать на животе и рассматривать окружающий мир, подняв голову и поворачивая ее из стороны в сторону.

Задумываясь, какими играми развивать ребенка в 3 месяца, родители начинают скупать сложные и дорогие вещи. На самом деле малышу достаточно самых простых предметов. Несложные игры и упражнения помогут ему закрепить старые навыки и освоить новые:

  • Можно предложить крохе взять в руку яркую погремушку. Как только он зажмет ее в кулаке, нужно тихонько потрясти руку ребенка, чтобы погремушка загремела.
  • Если малыш уже умеет брать игрушки в руку, то можно поиграть, перемещая погремушку и предлагая взять ее слева, справа, сверху.
  • Чтобы научить ребенка перекладывать игрушку из одной руки в другую, нужно предложить ему погремушку. Он зажмет ее в кулаке, после чего ее следует аккуратно переложить в другую руку.
  • Можно повесить над кроваткой, манежем или коляской звенящие игрушки типа колокольчиков, бубенчиков и прочего. Нужно дотронуться рукой малыша до игрушки и посмотреть, как она начнет вращаться и звенеть, затем то же самое можно проделать ногой младенца. Дети быстро запоминают эту игру и начинают колотить по погремушкам изо всех сил.
  • Необходимо развивать и закреплять умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Для этого следует положить руку под плечо лежащего на спине ребенка и, покачивая его, повернуть набок. Затем можно слегка подтолкнуть малыша, и он перевернется на живот.
  • С 3 месяцев начинают учить ребенка садиться. Малыша нужно уложить на спину, взять за руки и медленно приподнять верхнюю часть туловища, а затем аккуратно опустить обратно. Такое упражнение напоминает качание пресса. Постепенно кроха запомнит эту игру, сам начнет хвататься за руки и подтягиваться.
  • Для совершения первых шагов по ползанию следует уложить малыша на твердую поверхность и поставить перед ним яркую игрушку. Завлекая ребенка погремушкой и одновременно прикладывая руки к его ступням, родители создают ему опору. Отталкиваясь, карапуз может добраться до игрушки.
Читайте также:  Как получить новые «путинские» выплаты для семей с детьми

Желательно, чтобы последние три приема родителям показали участковая медсестра, педиатр или массажист. Кроме того, 3-месячному ребенку обычно назначают первый курс массажа, чтобы развить и укрепить его шею, спину, руки и ноги или, наоборот, расслабить их в зависимости от наличия гипо- или гипертонуса. Оздоровительный массаж должен делать профессионал, но простые разминочные упражнения по силам и самим родителям после консультации со специалистами комнаты здорового ребенка.

Возраст 3 месяцев – это период частых падений ребенка. Малыш становится очень подвижным, и любое отвлечение внимания родителей может закончиться падением ребенка с дивана, кровати и прочего.

Физиологические навыки

Трёхмесячный ребёнок сверхактивный, он интересуется происходящим в окружающем мире, на вашу улыбку обязательно потянет ручки, издаст особые звуки, которые заменяют речь. Обязательно общайтесь с ребёнком, в этот период очень важно уделять внимание крохе.

Узнайте инструкцию по применению капель Фенистил для детей от аллергии.

О том, как ухаживать за новорожденным мальчиком в первый месяц прочтите в этой статье.

Рост и вес

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? За третий месяц жизни малыш набирает около 800 граммов, примерно по 200 граммов в неделю. Кроха подрастает на несколько сантиметров, по статистическим данным, к четвёртому месяцу рост грудничка должен быть не менее 56–62 сантиметров. Нормальный вес мальчиков составляет 4,9-7 кг, девочки весят немного меньше – от 4,8 до 6,3 кг. Если отклонения в этих показателях не превышают 5%, то волноваться не стоит.

Рефлексы

Движения малыша в трёхмесячном возрасте становятся более спокойными. Махи, которые присущи новорождённым, постепенно пропадают. Ребёнок может самостоятельно держать голову, опираясь на предплечья. Кроха вытягивает ножки, начинает внимательно их изучать. Грудничка сразу же заинтересовывают различные звуки, игрушки, игры.

Трёхмесячный малыш активно играет сам с собой: осторожно трогает ручками личико, животик, ножки. Для игр подходят самые разнообразные предметы, ребёнок щупает их пальцами, пробует на вкус. Педиатры утверждают, что тактильные ощущения способствуют скорейшему развитию крохи. Доктора рекомендуют принимать активное участие в играх грудничка, всячески помочь ему изучить окружающий мир. Теперь внимательно следите за крохой, всегда подкладывайте одеяло.

Детки начинают узнавать голоса близких людей, подражают эмоциям. Показывайте малышу радость, печаль, смех, со временем кроха начнёт понимать их. Только не переусердствуйте, иногда родители перебарщивают, игра выглядит как кривляние.

Психологическое развитие ребенка в возрасте месяцев

Начиная с этого возраста родители все чаще будут слышать не только плач и капризы своего чада, но и заливистый смех. В такие моменты нужно быть рядом со своим ребенком, давая ему пообщаться с родителями.

Психология малыша теперь становится более интересной для изучения ее родителями. Например, с трех месяцев малыш может плакать не только потому, что хочет есть, пить, у него мокрые пеленки и какой-либо еще дискомфорт, но и просто так. Ребенок уже понимает, что когда он плачет, то на него обращают внимание родители, и поэтому теперь он может начать хныкать, если ему стало просто скучно и хочется общения с мамой или папой.

Родители очень легко отличают, когда ребенок плачет по какой-то нужде, а когда это способ привлечь внимание. Но если плач у младенца долгий, а внимание родителей не помогает, значит это уже не капризы, а что-то более серьезное. Когда младенец пытается заговорить со своими родителями с помощью лепета и гуления, это ни в коем случае не должно оставаться без внимания со стороны родителей. Обязательно нужно отвечать своему чаду, повторяя его же звуки. Ребенок пытается подражать мимике родителей, если ему покорчить различные гримаски. Младенец продолжает познавать окружающий его мир, а обязанность родителей ему в этом помочь.

Коротко о главном

  1. Развитие тела, рук и интеллекта у малыша тесно взаимосвязано, но начинается всё именно с движения.
  2. Для развития движений ребёнку в первый год жизни важно взаимодействовать со всем, что его окружает: видеть людей, комнату, улицу, иметь возможность трогать и рассматривать предметы. Чтобы познавать себя и мир, нужно быть ближе к нему, поэтому родителям следует как можно больше общаться с малышом и не изолировать от всего и всех.
  3. Домашнее пространство должно быть подготовлено для ребёнка раннего возраста: важно сделать его безопасным и позволить перемещаться максимально свободно. Хорошим решением будет постелить в комнате большой матрас на пол и расположить неподалёку игрушки, чтобы малыш смог достать их сам. Это поможет развивать крупную и мелкую моторику.
  4. В первые месяцы жизни следует выбирать игрушки и материалы, способствующие двигательной активности. При этом они не должны быть яркими и громкими, и не нужно большое количество. Многие игрушки легко сделать своими руками.
  5. Никакие игрушки не заменят внимания родителей, только с ним возможно гармоничное развитие.
  6. Когда ребёнок пытается что-то сделать сам, не стоит ему помогать. В противном случае сформируются ложные представления о своих возможностях, станет меньше мотивации исследовать мир, и развитие может замедлиться.
  7. Нельзя ускорить развитие движений до года насильно. «Алгоритм» задан природой, поэтому нет смысла заставлять ребёнка сидеть, стоять или ходить раньше времени.
  8. Скорость развития у каждого своя. Нет ничего страшного в том, что малыш отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.
Читайте также:  Внутренний ребенок: как с ним работать и исцелить

Статья подготовлена с помощью материалов наших экспертов: Марины Белоус — практикующего семейного врача, Веры Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Редактор: Камила Кленовиц

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
  • кормление грудью.
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
Создание идеальных развивающих условий
  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.
Создание идеальных развивающих условий

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Для чего необходимо разделение на кварталы

Определившись, сколько кварталов в году, следует разобраться, зачем и кому такое разделение необходимо. Любое производство нуждается в планировании своей деятельности и подведении итогов. Для этого служит статистика, а также бухгалтерская отчетность.

В течение финансового года необходимо иметь возможность сделать промежуточные выводы и подкорректировать те или иные показатели. Месяц — слишком маленький отрезок времени для этого. Поэтому устоявшейся традицией в мире стали кварталы.

Количество месяцев в них одинаковое, а вот дней — нет. Меньше всего их в первом квартале — 90. В високосном году — 91. Столько же во втором квартале. Больше всего дней в последующих двух — 92. Это приносит определенные неудобства, поэтому мировое сообщество более века обсуждает возможности иного финансового календаря.

Но пока альтернативы не создано, ибо современный григорианский календарь наиболее приближен к астрономическому.

В советские времена некоторые отрасли начинали финансовый год в октябре, но со временем эта традиция изжила себя, так как вносила путаницу.

В бухгалтерии при подведении итогов пользуются понятиями «отчетный период». Речь идет о сроках, во время которых можно сдать отчет, например, в налоговую. Так, сдать все показатели за три месяца следует в течение 20 дней с момента окончания квартала, иначе последуют штрафные санкции.

В программе Excel по умолчанию нет встроенной функции для расчетов кварталов года. Хоть и в это сложно поверить, но это так. Если нужно вычислить номер квартала для определенной даты, необходимо составить формулу.