Логопедическая работа и запуск речи у неговорящих детей

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется. Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?». И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.

Дошкольники с ОНР

Дошкольники, страдающие речевыми нарушениями, обычно имеют поражения в ЦНС. Поэтому у них не просто наблюдаются речевые расстройства, но и имеются определенные особенности деятельности психики.

ОНР нужно рассматривать, как комплексное речевое нарушение, проявляющееся в сложных расстройствах речи, в результате которых у дошкольников плохо развиваются все речевые компоненты, которые касаются звуковой и смысловой сторон. При этом у детей сохраняется хороший слух и развитый интеллект.

Недостаточность речи при ОРН у детей дошкольного возраста проявляется по разному. Некоторые дети полностью не могут говорить. У других же речь довольно развернута, но заметны сильные отклонения от принятых лексических, грамматических и фонематических норм.

Признаки речевых нарушений

Иногда для коррекции достаточно самостоятельных занятий с ребенком дома. Но есть речевые дефекты, преодолеть которые можно только с помощью специалиста. Логопед проведет диагностику, чтобы установить причины нарушений и составит план занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

На прием к детскому логопеду-дефектологу стоит записаться, если:

  • у малыша нарушено произношение более одной группы звуков (например, свистящие и шипящие);
  • нарушена слоговая структура — пропускает слоги или, наоборот, добавляет их, меняет местами;
  • если фразовая речь отсутствует, а для общения использует преимущественно мимику и жесты;
  • плохо понимает речь окружающих;
  • темп речи ускоренный или замедленный;
  • плохая дикция — ребенок «проглатывает» слова, не заканчивает свои предложения.
Признаки речевых нарушений

Если у малыша имеются все вышеперечисленные признаки или большая часть из них, то посещение логопеда — обязательно. Если вовремя не начать коррекционную работу, то у ребенка возникнут затруднения в дальнейшем обучении, в том числе, в освоении навыков чтения и письма.

Чаще всего родители замечают отставание в речевом развитии у малыша в возрасте 3-х лет. Однако, если к 2 годам он не говорит фразами, то стоит обратиться к детскому логопеду. Потому что чем раньше начать коррекцию, тем быстрее получится справиться с недоразвитием речи.

Из-за несвязной речи малыша с трудом понимают взрослые и дети. Это приводит к трудностям в социализации, у ребенка возникает логофобия — боязнь говорить и публично выступать. Поэтому, чтобы таких трудностей не возникло стоит записаться на консультацию к логопеду и, в случае необходимости, посещать его занятия.

Читайте также:  Запор у беременных и кормящих женщин

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Лечение нарушений речи

Важно, чтобы родители вовремя провели логопедическое восстановление, чтобы исправить речевой порок. Иначе он может остаться на всю жизнь.

Если у ребенка неразборчивая, спешная речь, то задача родителей в этот период — грамотно скорректировать словесные эскапады своего чада и сформировать у него более медленное произношение: учить произносить по памяти четверостишия громко и четко. Если не заниматься подобного рода корректировками, то любой дефект может остаться на всю жизнь.

При гиперсаливации врачи работать с дыхательной гимнастикой вдоха-выдоха ребенка, чтобы устранить данный недостаток. Отоларинголог назначит серию упражнений лечебной физкультуры, которые направлены на регуляцию дыхания, чтобы его «хватало» на длинные предложения.

В остальных случаях рекомендован курс занятий с логопедом.

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации.

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

  • Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;
  • Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
  • При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.
Читайте также:  Пение, как метод всестороннего развития ребенка

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Развитие речи у детей с умственной отсталостью (75%) 4 голосов

Прогнозирование и меры коррекции

Чем раньше будет начата работа, там больше шансов скомпенсировать речевое нарушение у детей с легкими или средними формами недоразвития тех или иных психических функций. Задача коррекционного воздействия на детей с тяжелыми формами патологии заключается в поддержке и максимально возможном развитии навыков коммуникации, самообслуживания, чтобы в дальнейшем особые дети имели возможность социализироваться в обществе.

Самое главное условие при запуске речи – своевременность коррекционной работы и комплексный подход. Параллельно с педагогическими занятиями, при любом речевом расстройстве, имеющем биологическую причину, выписывается курс лечения медикаментозными препаратами, соответствующего установленному диагнозу назначения. Если причиной ЗРР легкой степени у ребенка с сохранным интеллектом обнаружена слабая иннервация органов речевого аппарата, рекомендовано в качестве профилактики включать в комплекс занятий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Если уже в 2-3 года ребенку был поставлен диагноз сенсорной алалии, а родители малыша обратились за помощью к логопеду только на 5-6 году, то нужно понимать, что недоразвитие речи за все это время прогрессировало. В этом возрасте у всех детей устанавливается уже сенсомоторная алалия.

Неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся часто на домашнем обучении. Их родители обязаны принимать непосредственное участие в логопедическом процессе.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра «Лидер». ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых — это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи «Лидер» >>>  

Читайте также:  Имена для мальчиков 2021: редкие и красивые, как назвать, церковные

Почему у детей возникают дефекты речи

Врожденные патологии можно исправить, обратившись к специалистам. Но если проблемы с речью связаны с психическим развитием и психологическим состоянием малыша, то тут уже многое зависит от взрослых, их поведения и знания особенностей развития своего ребенка.

Родители – формалисты: требовательность порождает страх

Одна из наиболее часто встречающихся причин неправильного развития речи – слишком требовательные и строгие родители.  Ребенку свойственно шалить, баловаться, совершать необдуманные поступки. Такова его природа, которую малышу трудно «перебороть».

Совершив нечто такое, что может не понравиться маме и папе, проказник начинает переживать, волноваться. Тревога перед предстоящей «разборкой» перерастает в страх.

Важно

Когда наступает время объяснения с родственниками, малыш, беспокоясь и волнуясь, начинает «задыхаться» (напряженное эмоциональное состояние вызывает учащенный пульс, начинают сохнуть губы, язык). Неправильное дыхание – первый признак и симптом затрудненной речи. Так возникает заикание.

Любящие родители – поощрители инфантилизма

В некоторых семьях слишком много внимания уделяется чадам. Это может быть вызвано разными причинами. Ребенок может быть долгожданным первенцем или, наоборот, поздним у стареющих родителей.

Сын или дочка у чересчур любящих родителей становятся всеобщими любимцами, балованными и капризными. Их поведение напоминает поведение маленьких детей, если даже им уже 15 лет. Инфантильные дети плаксивы, их настроение часто меняется.

Почему у детей возникают дефекты речи

Они не только ведут себя как маленькие, но и разговаривают как маленькие. Им свойственны сюсюканье и «детские» интонации.

Родители трудоголики – попустительский метод воспитания

Многие проблемы с речью у детей были бы предупреждены, если бы родители, живущие своей работой и житейскими невзгодами, почаще занимались своими детьми. Это касается не только тех, кто слишком много времени проводит на работе, но вообще всех родителей, не уделяющих (по разным причинам) внимания своим детям.

Логопеды говорят, что многие дефекты речи легче предотвратить, чем вылечить. Достаточно прислушиваться к ребенку, интересоваться его проблемами, заботами, выяснять причины его страхов. Ведь развитие речи напрямую связано с развитием личности малыша, с его психологическим состоянием.

Разговаривайте с детьми

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Поэтому нужно все время с ними разговаривать, уметь выслушивать, учить слушать другого. Разговаривайте с детьми не в спешке, как бы между прочим. Разговаривайте медленно, ласково, часто называя разные предметы, называя предмет разными синонимами. Используйте в разговоре с ребенком пословицы и поговорки, красивые сравнения и метафоры.

Не стоит слишком зацикливаться на звуках, которые малышу пока не удаются. Иначе вы заставите ребенка смущаться и чувствовать свое несовершенство. Тем более не повторяйте за ним «корявые» слова. Если ребенок (намеренно или нет) произнес слово неверно, повторите это слово еще раз, но уже правильно. Неосознанно дети подражают взрослым, и малыш будет стремиться к верному произношению.

Главное, набраться терпения на пути овладения ребенком правильной речи.