Когда терпеть больше нельзя: как наказать ребенка за плохое поведение?

Что делать родителям, если дети себя плохо ведут? Точка зрения психолога.

Признаки перевернутой иерархии

Проверьте, все ли в порядке в вашей семье, прямо сейчас. Прочтите и задумайтесь, нет ли в поведении вашего малыша тревожных признаков.

  1. Ребенок все время командует, общается в приказном тоне со взрослыми и другими членами семьи, пытается организовать, «построить» все и всех. Родитель должен вести за собой ребенка, а не следовать за ним, потакая капризам. Дайте малышу это понять с самого рождения.
  2. Малыш постоянно недоволен — что бы вы ни сделали, ему не получается угодить. На самом деле его истерики и капризы связаны с тем, что внутри семейных отношений он сильно тревожится, и это выражается в неспокойном и нестабильном поведении малыша.
  3. Ребенку нужно быть в курсе всего. Он постоянно спрашивает, о чем говорили мама с папой, зачем звонила бабушка, почему приходила тетя. Таким образом он пытается контролировать происходящее.
  4. Ему очень важно, чтобы последнее слово оставалось за ним. Ребенок болезненно воспринимает любые возражения и запреты, обижается, плачет и кричит, если взрослые отказываются играть по его правилам. Это тоже тревожный признак — такое поведение ненормально.
Признаки перевернутой иерархии

Чем опасна перевернутая иерархия в семье?

Если ребенок командует взрослыми и неуправляем в элементарных вопросах, последствия могут быть плачевными. Чем это опасно?

Взрослые не в силах установить какие-либо правила. А зачастую это жизненно необходимо. Например, малыш заболел и ему трижды в день нужно принимать лекарства или делать ингаляции, уколы. Все взрослые члены семьи пляшут вокруг него с бубнами, но добиться своего не могут. Каждый раз — истерика.

Признаки перевернутой иерархии

Такие дети часто отказываются чистить зубы, надевать шапку, ходить в садик или делать уроки. От ребенка постоянно исходит напряжение и агрессия, мама не знает, в какой момент и где «рванет». Если ситуацию не исправить, ребенок становится совсем не управляем.

Ребенок нормально не развивается. Во-первых, он часто отказывается учить стихи или буквы, рисовать, лепить, читать. Иными словами, банально не слушается.

Во-вторых, нормальное развитие возможно только в состоянии покоя. А в перевернутых отношениях в семье нет гармонии, ребенок постоянно находится в состоянии стресса. Навыки, которыми он должен овладевать согласно возрасту, ему не интересны. Вместо этого появляется агрессия.

Признаки перевернутой иерархии

Почему иерархия переворачивается?

Часто это происходит потому, что девушка, воспитанная требовательными родителями, в семье, где «приказы не обсуждаются», сама становится матерью, но решает, что со своим ребенком такой истории не повторит. И начинает «дружить» с малышом.

И если старшие поколения воспитывались в излишней строгости, то нынешним детям наоборот — «все можно». Теперь женщины, будучи мамами, стараются выстроить максимально доверительные и равноправные отношениями со своими чадами, отношения, не терпящие авторитарности. В результате у ребенка есть друг, но нет мамы!

Признаки перевернутой иерархии

Итак, приказывать или подчиняться? Есть ли золотая середина?

Читайте также:  Академический отпуск: 35 вопросов и ответов

Заключение

Конечно, идеальных людей не бывает. И быть идеальным родителем — это тоже практически никому не под силу. Все мы живые люди, со своими эмоциями, переживаниями и взглядами на жизнь. Но использование неправильных методов воспитания детей приводит к печальным последствиям: дети неуверенные в себе, закомплексованные, не могут нести за себя ответственность, не самостоятельные, недолюбленные, а от того и злые и этот список можно продолжать практически бесконечно. Задумайтесь об этом и примите решение, что для вас важнее: будущее ребенка или же свое удобство на данный момент? Правильное воспитание ребенка — это фундамент успешного становления личности. И каждый родитель для этого должен приложить максимум усилий.

Похожие записи:Недостатки родителей и их польза в воспитании детейКогда и как нужно приучать ребенка к горшкуНужна ли ребёнку соска-пустышка: за и против, выбираем пустышку правильно.С какого возраста и как отучить ребенка от соскиКак приучить ребенка к самостоятельности? Советы родителямКак воспитать из мальчика мужчинуСовместный сон с ребенком: плюсы и минусы. Как спать с малышом в одной кровати и когда следует вырастить лидера и уверенного в себе ребенка: 10 основных правилВоспитание ремнем: можно ли бить детей в целях воспитанияКак привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного воз…

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Зачем это, и что будет если все позволять

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Читайте также:  Киста почки - симптомы и лечение

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной — РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности. «Трудное поведение — это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты. Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», — замечает Ольга Неупокоева.

Четыре действенные буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

Zweruschka, пользователь сайта :

Четыре действенные буквы — ПМПК

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

Анонимный пользователь сайта :

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел. Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет. Вот такая непедагогичная история.

Читайте также:  Дети скорпионы. Возрастные этапы ребенка Скорпиона

Послесловие

Крики – это форма эмоционального насилия. Оно не проходит бесследно для будущего ребенка. Криками вы закладываете в ребенке сценарий неудачника, снижаете его самооценку, подрываете доверие к миру.

А если вы откажетесь от криков, то заметите, как дети начнут доверять вам, почувствуют себя в безопасности, начнут открываться. Они увидят в вас авторитет, опытного взрослого, который контролирует себя и ситуацию. Дети научатся решать свои проблемы, адекватно реагировать на противоречия. Подумайте, какое будущее вы хотите дать своим детям. Они обязательно скопируют ваше поведение и реакции.

В заключение рекомендуем познакомиться с нашей статьей «Как не кричать на ребенка – советы психолога».

Ситуация Списывать надо уметь.

Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.

Вы, уважаемые родители, не раз слышали с экранов телевизоров о том, какие строгие меры каждый год принимаются во время проведения ЕГЭ, чтобы не списывали: и устанавливают телекамеры, блокируют сигнал телефонов, водят в туалет с сопровождающими.

Я сама принимала участие в организации ЕГЭ: сидела в классе и следила за учениками, а также была в качестве сопровождающего. Мало того, что учителя предмета, по которому проходит экзамен, не имеют права в этот день находиться  в школе. Другие организаторы, как и дети, обязаны оставлять свои личные вещи в специальном кабинете и не могут использовать телефоны. Не разрешают взять даже книжку почитать.

Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.

На уроках же такого контроля нет и возникает вопрос: имеет ли право учитель поставить ребенку «два», поймав его на списывании?

В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.

Другое дело ставить «два» тому, кто дает списывать. Всё-таки, это очень обидно. А зная психологию детей : «не дал списать — предатель», учитель подвергает ребенка гноблению (о том,что можно сделать в таких случаях, читайте здесь).

В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?

Нужно ли наказывать ребенка?

Если ваш ребенок действительно неправ, наказывать его нужно, но обо всех принятых мерах должны знать только вы, а не общество, и уж тем более не одноклассники.

По возвращении домой вы должны дать понять своему ребенку, что не одобряете его поведение, и объяснить, к чему оно может привести. Выясните, что двигало вашим ребенком в тот момент, когда он совершал свой поступок, а затем порассуждайте вместе с ним, как можно было иначе выйти из сложившейся ситуации.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание