Как привить ребенку любовь к чтению. Советы родителям 

Как научить ребенка читать? Вопрос о том, как правильно и эффективно научить ребенка читать быстро, задает себе рано или поздно каждый родитель. Это нормально и правильно.Гораздо хуже, когда родителю абсолютно все равно с какой скоростью и как хорошо читает его ребенок. Изучите статью и отдельно обратите внимание на рабочие тетради, чтоб узнать как научить ребенка читать. Плюс сделать это быстро, в увлекательной форме и интересно для вашего малыша.

Другие новости

  • Барин в зоопарке! Роскошные условия для самого крупного грызуна
  • Объявлены победители конкурса «Стань звездой в ЦДМ»
  • Ура, завтра пятница! Отдыхаем после уроков вместе с ведущими Канала Disney
  • Открытая жеребьевка Всемирного онлайн-чемпионата по «Футболу для дружбы» 2021
  • Детское радио запускает новый сезон конкурса «Детское Радиовидение 2021»
  • Детское радио запустило новый проект «Готовим на Детском»
  • Главные мультипликационные новинки: динозавры, индейцы, кролики и магия!
  • “Динамичные ребята” устроили большой музыкальный праздник
  • Программа ПАО «Газпром» «Футбол для дружбы» 2021: Юные участники из 211 стран и регионов установят новый Мировой рекорд Гиннеса
  • Раздел для детей на портале “Активный гражданин”
  • Новая сцена Детского музыкального театра юного актера открывается 15 мая спектаклем «Пеппи Длинныйчулок»
  • Квартира со встроенной “Монополией”. И такое бывает
  • Ракета с рисунками победителей конкурса «Детское радио в космосе» отправилась к МКС
  • Научное шоу и увлекательные эксперименты: В Москве пройдёт «космический» фестиваль для детей «WOW! HOW?»
  • Рисунки победителей конкурса «Детское радио в космосе» прибыли на МКС
  • Победительница конкурса «Стань звездой в ЦДМ» спела в прямом эфире Детского радио
  • Именное дерево в подарок новорожденному москвичу
  • Детское радио запустит третий сезон «Детского Радиовидения 2021» мега-вечеринкой
  • Детское радио приняло участие в пресс-завтраке Росприроднадзора по поводу старта Международной премии «Экология – дело каждого»
  • Надо ли вообще прививать любовь к чтению? Что дает ребенку чтение книги?

    Во-первых, чтение развивает воображение. Когда ребенок читает, он представляет, что он читает. Во-вторых, ребенок учится останавливаться и анализировать прочитанное. С помощью этого он формирует какие-то нужные для себя понятия: «хорошо», «плохо», «добро», «зло».

    Кроме того, можно сказать, что чтобы понять жизнь, надо много читать. Многие вещи познаются через классические художественные произведения, которые ты читаешь. Ты начинаешь думать и переносить прочитанное на свою жизнь.

    Со временем ребенок начинает получать удовольствие, когда он умственно, душевно потрудился. Он что-то увидел, открыл для себя, понял, осознал. И это возможно только благодаря чтению книги, даже интернет не заменит такую возможность. Базовая основа каких-либо знаний, открытий – это, прежде всего, чтение.

    Что еще важно – ребенок начинает чувствовать. Когда ребенок смотрит определенную телевизионную передачу, он не успевает все прочувствовать – там все происходит очень быстро, на скорости. Читая книжку, ты можешь замедлиться. Это очень полезно для общего развития.

    Плюсы и минусы обучения на дому

    Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

    1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
    2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
    3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
    4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.
    Читайте также:  Внимание: опасные и вредные игрушки для ваших детей

    Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

    Плюсы и минусы обучения на дому
    • Необученность родителей К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
    • Ребенок не социализируется В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

    Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

    Зачем и когда учиться читать

    В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

    • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

    • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

    • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

    • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

    Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

    К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

    И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

    Читайте также:  Выбираем лучшие электрокачели для новорожденных

    Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

    Что такое техника чтения и зачем она нужна?

    Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:

    • скорость чтения;
    • выразительность;
    • понимание;
    • правильность.

    А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.

    Что такое техника чтения и зачем она нужна?

    Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам.

    Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры. Но на одной физкультуре далеко не уедешь.

    Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже чем норма для 4 класса. Более конкретные цифры по нормативам для чтения, соответствующие ФГОС, найдете здесь.

    Почему важно читать вместе с ребенком

    Вы можете спросить: А для чего это, если ребенок умеет читать сам? Пусть читает самостоятельно.

    Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе. Но вот получать удовольствие от книги он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах — тяжелый труд, а не удовольствие. И станет ли оно таковым, зависит во многом от взрослых.

    Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного. А раз умного взрослого в этот момент нет рядом, не получается уточнить и осознать. Вот и выходит, что ребенок читает, устает и не понимает всего смысла текста. Он теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей. Ему не всегда удается распознать смешные моменты, потому что он полностью поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?

    Детям нужно помочь развить любовь к чтению

    Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Возможно, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг.

    Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.

    Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.

    Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок представляет сказочного гнома, рыцаря на коне, злую волшебницу и прекрасную принцессу.

    Читайте также:  Какие имена давать девочкам и мальчикам, родившимся Стрельцами?

    к оглавлению ↑

    Особенности обучения детей чтению по возрастам

    Дошкольник в силу возрастных особенностей, недостатка знаний воспринимает новый навык механически, не понимая значение и красоту печатного слова. К чтению надо приучать постепенно.

    В возрасте около года малышей уже можно заинтересовать, читая доступные для восприятия короткие стихи или сказки, показывая разноцветные яркие картинки. Покупая книгу, надо выбирать хорошо иллюстрированные издания, напечатанные на плотной бумаге, чтобы было интересно их рассматривать, удобно листать страницы.

    Детям от 1,5 до трех лет надо чаще читать вслух небольшие рассказы о знакомых предметах, животных. Во время чтения можно попросить показать картинку, произнести звуки, коротко ответить на простой вопрос.

    Если ребенку читать регулярно, примерно к трем годам у него появляются любимые книги. Малыш может сам просить почитать конкретную сказку или стишок. В этом возрасте можно выбирать произведения с более сложным сюжетом, вызывающим детский интерес.

    К пяти годам появляется восприимчивость к звуковой окраске речи. Становится понятно, что звуки, объединяясь, образуют слоги, а из отдельных слогов получаются слова. Только усвоив механизм словообразования, можно научиться читать.

    К этому же времени формируется специфика детского восприятия: чтобы понять устройство предмета, его надо потрогать, несколько раз разобрать, заново собрать. При изучении фонематического строя языка стоит придерживаться этих же принципов.

    Книги, тренирующие скорочтение у детей

    К сожалению, не все родители обладают задатками «домашнего педагога». В таких случаях стоит воспользоваться специализированной литературой:

    «Скорочтение для детей» от Абдулова Г. Сборник заданий, предназначенных для развития памяти и концентрации внимания, а также повышения скорости чтения. Все упражнения дополняются правилами их выполнения, а в конце книги есть «Дневник успехов».

    «Скорочтение для детей» от Ахмадуллин Ш. Сборник теории и практических упражнений, направленных на повышение темпа чтения у школьников в возрасте 6-17 лет.

    «Обучение детей скорочтению» от Ахмадуллин Ш. Несколько пособий в наборе. Сюда входят специальные карточки, рабочие тетради, программа и дневник успеха.

    Таким образом, каждый родитель может помочь своему ребенку освоить навык беглого чтения. Все что нужно – это приложить немного усердия и регулярно выполнять вышеперечисленные упражнения. Уже через несколько недель первоклассник сможет бегло читать, повысит успеваемость в школе и начнет получать удовольствие от внеклассного чтения.

    Учимся чтению в домашних условиях

    Ребенка вполне реально научить читать быстро и правильно без привлечения репетиторов, специальных школ и курсов. Рекомендации для успешного домашнего обучения:

  • Главная ошибка родителей – побуквенное чтение. Многие считают, что в процессе чтения именно буквы являются единицей измерения. Правда в том, что слово состоит из слогов. Именно им нужно обучить ребенка с помощью цветных карточек, букварей или любых других средств домашнего обучения.
  • Важное значение – звуковое восприятие. Малыши должны четко представлять, как звучит каждая буква, каждый слог. Произносите их разными интонациями, громкостью, можете пропеть их. Используйте кубики со слогами и буквами. Этот тренажер позволит не только научить ребенка читать, но также развивает мышление. Составляйте слова, меняйте грани, чтобы получились новые понятия, пусть ребенок сам учится складывать слоги.
  • Учимся чтению в домашних условиях
  • Используйте таблицу слогов. Прекрасное приспособление, позволяющее ребенку выучить все возможные варианты складывания букв в слоги. Подходит больше для тренировок, в таком случае дети могут искать заданный слог или отрабатывать произношение.
  • Каким бы образом родители не занимались обучением малыша навыку чтения, они должны помнить о том, что нельзя делать это насильно. К каждому ребенку можно найти свой подход.