Как научить ребенка постоять за себя в детском саду и школе

Обучаем детей дома – за и против (интервью)

Начинаем с семьи

Именно близкие люди закладывают основы поведения ребенка в обществе. Часто из-за недостатка знаний, в силу своего характера или общей обстановки в семье взрослые совершенно не думают об этих вопросах. А зря.

Ребенок – отражение ваших поступков

  • Дети с самого малого возраста в буквальном смысле слова “считывают” информацию со своих родителей. Модель их поведения впитывается в сознание малыша, как единственно правильная.
  • Если папа все время выясняет отношения, кричит на маму и, в самом худшем случае, распускает руки, то и сын, а может и дочь, будут стараться также вести себя в обществе. Даже в 2 или 3 года такой ребенок будет проявлять агрессию сначала на детской площадке, а потом в детском саду и школе.
  • В случае, когда мама постоянно плачет, обижается и терпит агрессивное поведение папы, то и дочь может прожить потом всю жизнь в роли жертвы и выбрать себе мужа-тирана.
  • Когда же в семье основой отношений является любовь и уважение, а все споры решаются только с помощью разумных доводов, то и для детей будет дикостью давать сдачи обидчику с помощью кулаков.

Одна из причин, почему ваш ребенок играет в коллективе роль обиженного и боится доказать свою правоту, заключается в ваших отношениях с супругой (супругом). Поэтому, сначала проанализируйте атмосферу в доме, начните с главного – с себя.

Начинаем с семьи

Влияет ли характер ребенка на его отношения в коллективе?

Однозначно, да. Отношения в семье только одна сторона, влияющая на формирование личности. Другая – это индивидуальные особенности психики ребенка, черты характера и тип темперамента.

  1. Как бы вы не заставляли меланхолика активно в первые дни в детском садике играть с другими детьми – он этого не сделает. Таким детям трудно общаться и идти на контакт, они медленно привыкают к незнакомой обстановке и часто не могут за себя постоять.
  2. Холерики – это совсем другая история. Эти дети могут громко веселиться, а потом также громко плакать. Высокая возбудимость и импульсивность нередко заставляют малыша отстаивать свои права, в состоянии раздражения и злости ребенок может спокойно полезть в драку.
  3. Интроверты – дети, которые часто уходят в себя, они любят одиночество, скрытные, могут часами играть самостоятельно. У них свой мир, в который они с трудом пускают остальных. Экстраверты прекрасно адаптируются в коллективе, часто лидеры в группе или в классе, участвуют во всех конкурсах и классных “разборках”.

И это далеко не полный список того, чем могут отличаться друг от друга дети одного возраста. Лучше родителей никто не знает малыша, поэтому перед тем как отдать ребенка в детский сад или школу проведите с ним беседу, подготовьте морально ребенка к новой странице в его жизни и учитывайте его индивидуальность.

Мотивация и естественное стремление к знаниям

С ранних лет малышом управляет любопытство. Эта та сила, которая порождает желание «хочу все знать». Поощряя в ребенке его естественные стремления, родители с детства прививают ему навыки самообучения.

На определенном этапе эффект все познания заметно ослабевает, теряется смысл, появляется лень. В этот период маленький человек должен знать, а зачем ему вообще нужно образование. Задача родителей связать и объяснить, как в будущем пригодиться то, что сейчас ему дает школа, новые книги, интересные передачи. К чему приводит неграмотность, какое место в общественной жизни можно занять в том или ином случае.

Читайте также:  Как настроить родительский контроль на iPhone ребенка

В каком возрасте начинать обучение чтению

Для успешной подготовки к тому периоду, когда дети начинают читать, важно обратить внимание на некоторые физиологические особенности малыша:

  • Перед началом обучения потребуется учитывать речь ребенка. Дошкольник должен не просто выговаривать по одинокие слова, но и уверенно говорить простыми предложениями. Ребенок должен осознавать и четко понимать то, что он выговаривает.
  • Ребенок должен с легкостью назвать слово, которое начинается на букву «П» и заканчивается на букву «А»; он может выделять общий звук сразу в нескольких словах; родители отмечают хорошее развитие фонематического слуха – все это свидетельствует о том, что самое время приступать к процессу чтения.
  • Во время разговора у малыша должны отсутствовать всевозможные логопедические проблемы. Если ребенок не может выговорить одну или несколько букв из алфавита – это негативно сказывается на его фонематическом слухе.
  • У ребенка должно быть хорошо развито пространственное мышление, он должен понимать, где «право», а где «лево». Ведь процесс чтения книги осуществляется слева направо. В противном случае малыш начинает читать текстовые блоки хаотично: он может начать с той буквы или с того слова, которое ему больше всего понравилось.

Проявление вышеперечисленных признаков формируется ближе к 5-ти летнему возрасту. Но не стоит забывать тот факт, что каждый малыш – это индивидуальность.

Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий

Татьяна поддерживает мнение, что первые месяцы школьной жизни — период очень сложный. Мнение Татьяны очень важно для нас, ведь она смотрит на проблему как бы с другой стороны и делится своим опытом и наблюдениями. Татьяна, как и многие учителя, придерживается позиции совместной работы над благополучной адаптацией: «Было бы здорово, если бы родители помогли ребятам на первом этапе знакомства. Это могут быть совместные прогулки, походы в гости и многое другое. Общение вне школы поможет и детям и родителям ближе узнать друг друга, познакомиться с интересами и увлечениями одноклассников».

В связи с безотметочной системой на первых порах, Татьяна советует не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим. Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?»

Первоклассники знакомятся с первыми ощущениями

«Часто родители спрашивают: а что должен уметь и знать ребёнок к первому классу? Вопрос риторический. Да, было бы здорово, чтобы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес, и кругозор, и желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое — вот что важно! К сожалению, бывает так — ребёнка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, что остаётся первокласснику — скучать на уроках. Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению и потом её очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребёнок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания. И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых всё быстро получается, без особых усилий. Ребёнок попадает в ситуацию школьной неуспешности, и из неё тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога».

Читайте также:  10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.

Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Что делать, если у ребёнка СДВГ ✅ Основная цель коррекции педагогом — помочь ребёнку организовать свое внимание и деятельность. Так как такой ребенок дольше «включается» в задание, чем сверстники, и не может быстро сконцентрироваться, привлеките его внимание в начале работы — можно назвать его по имени и конкретно сформулировать, что ему нужно делать. ✅ Попросите ребенка убрать все лишнее с парты, потому что не относящиеся к уроку предметы будут только отвлекать его. ✅ Такие дети не могут работать долго — им нужна дозированная нагрузка и частые перерывы. Например, в начальной школе их работоспособность высока в течение 15-20 минут, после чего им нужно сменить деятельность или подвигаться. Так как они долго входят в задание и быстро устают, самые сложные и длинные задания в проверочных работах нужно помещать в середину. ✅ Давайте таким детям развернутую обратную связь. Непрерывный поток мыслей в их голове нужно как-то структурировать. Давая обратную связь, можно указать ребенку на его успехи и ошибки, чтобы он их заметил и осознал. ✅ Разбивайте задание на части, давайте инструкцию или алгоритм для выполнения той или иной задачи поэтапно — в виде схем, планов действий, расписаний, чек-листов. Важно, чтобы правила по организации действий были не только в школе, но и дома. Например, чек-лист о том, как собрать рюкзак в школу, как решать текстовую задачу или выучить стихотворение.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Читайте также:  Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности на примере

Принцип последовательного обучения

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Что положить в ранец первоклашке?

Собственно, для начала необходимо приобрести сам ранец — удобный рюкзак на два плеча. Понадобятся также набор цветных ручек, фломастеры, карандаши, ластик, точилка, обложки для тетрадей и книг, пенал, линейка, краски — гуашь или акварель, набор кисточек, альбом для рисования. Это минимальный набор, он может быть расширен в зависимости от специфики учреждения образования. Необходимые для 1-го класса учебники и тетради выдаются в школе. Что касается школьной формы, то Минобразования рекомендует деловой стиль одежды, в том числе и для первоклашек, но окончательно внешний вид определяет общеобразовательное учреждение. Для маленьких школьников она должна быть удобна, выполнена из натуральных тканей.

P. S. Свой вопрос психологу школьники, их родители могут задать по телефону доверия 315-00-00 Минского городского детского психоневрологического диспансера.

Инна ЮРЧИК

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

В данной статье мы расскажем вам, почему некоторые дети читают в замедленном темпе, а также как можно научить ребенка читать быстро и правильно.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;
  • банальная невнимательность;
  • плохая память;
  • слабый артикуляционный аппарат;
  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;
  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;
  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Поделиться статьей с друзьями!