Как научить читать ребенка в домашних условиях

Как научить читать ребенка в домашних условиях? Этот вопрос посещает всех родителей, особенно тех, чьи сыновья и дочери скоро пойдут в школу. Сегодня в первый класс дети должны идти подготовленные. Знать не только буквы, но и уметь читать хотя бы по слогам. С чего начать? Как правильно? Какую методику выбрать? Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.

Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.

С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.

Критерии готовности к обучению чтению

  1. Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
  2. Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду).
  3. Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
  4. Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
  5. Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
  6. Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его. Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

Читайте также:  Хранение грудного молока

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Обучение чтению ребенка: учим алфавит

Перед тем, как приступать к процессу обучения, нужно выучить с ребенком алфавит. Алфавит удобнее познавать в игровой форме, рисуя большие и красочные буквы. Если у Вас нет времени на создание своей наглядности, воспользуйтесь обычной азбукой. Современные книги оснащены красочными картинками, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вместе с рисунком ребенок быстро запомнит буквы.

Если Вы все-таки решили учить малыша алфавиту, не используя азбуку, Вам понадобятся большие яркие буквы, игрушки или картинки. Подберите к каждой букве алфавита соответствующую картинку или игрушку. Они должны быть простыми и понятными для ребенка. Лучше, чтобы картинка или игрушка начиналась с той буквой, которую Вы учите. Например, букву «А» поможет изобразить абрикос, арбуз или аист. Букву «Б» барабан, банан или бант. Букву «В» волк, ветер или веревка и т. д. В процессе учебы произносите буквы четко и громко, предлагая ребенку повторять за Вами.

Не пугайтесь сложных букв, таких как «Й», «Ь», «Ы» и «Ъ». Букву «Й» прекрасно объяснит йогурт или йод. С буквами «Ь», «Ы» и «Ъ» сложнее: обычно, подбирают картинки явлений или предметов, которые их содержат, делая на них акцент. В процессе обучения не забудьте отделять гласные от согласных. Кстати, алфавит можно сделать совместно с ребенком – так он быстрее выучит буквы и научится читать.

Помните, что нельзя учить произношению букв точно так же, как они произносятся на самом деле. Забудьте про такое произношение, как «эль», «эм», «ка», «эс» и т.д. Это только собьет ребенка и запутает его.

Когда малыш запомнит большинство букв, можно попробовать поиграть. Например, устроить «буквенную лотерею». Для этого положите все буквы в мешок и по одной доставайте их. Ребенок должен назвать букву и несколько слов, которые на нее начинаются. С каждым разом можно усложнять задания – так Вы не только научите его читать, но и разовьете воображение и пополните словарный запас.

Как только малыш начнет быстро ориентироваться в буквах и будет без ошибок называть их, можно приступать к процессу чтения.

Как научить ребенка читать по слогам

Если родители настроены учить читать своего ребенка, нужно позаботится о том, чтобы дома среди изобилия игрушек появились кубики с буквами, начертанными крупным классическим шрифтом.

Это самый подходящий материал для обучения детей. Можно также использовать готовые буквы, сделанные из пластмассы или дерева. Но интерес  к таким изделиям будет у малыша слишком кратковременным, и буквы придется отложить до определенного времени.

Кубики хороши тем, что они постоянно используются в играх ребенка, а изображенные на них буквы запоминаются исподволь, при ненавязчивом обращении к ним. Явным плюсом является и то, что начинать обучение таким способом можно как угодно рано, и в 3 года малыш будет знать все буквы.

Начинайте с изучения основных букв

Сооружая вместе с малышом различные башенки, домики, паровозики, обратите его внимание на букву, обозначенную на кубике. Комментируйте ваши действия: «Здесь мы поставим «М», а наверху у нас будет «О» и пр. Проговаривайте согласные отрывисто, а гласные звуки протяжно.

Не загружайте детский мозг информацией. За время одной игры называйте не более пяти звуков.  Следующий раз обращайтесь опять к этим же буквам, но попросите ребенка найти одну-две из них. Кубики при этом должны лежать так, чтобы нужное изображение было хорошо видно.

Если задача для малыша еще непосильна, повторите свой импровизированный урок, напомнив, как звучит буква. Справился с задачей – похвалите и прибавьте новые звуки. Играйте подобным образом, пока ребенок не выучит почти все буквы. Учитывайте несколько важных моментов:

  • Начинайте с букв, наиболее часто встречающихся в речи;
  • С буквами, подобными по написанию, не следует знакомиться подряд;
  • Отметив, что ребенок усвоил определенный звук, называйте ему слова, которые начинаются на соответствующую букву, и показывайте картинки.

Каждому ребенку потребуется свой отрезок времени, чтобы закрепить, как звучит та или иная буква. Главное, проводить такое игровое обучение систематически и последовательно. Нужно возвращаться к усвоенным знаниям, постоянно активизировать их.

Переходите к освоению слогов

С помощью игры с кубиками к младшему дошкольному возрасту будут усвоены все буквы, и в 3 года можно научить ребенка читать слоги. Подготовьте для этого кубики или отдельные изображения букв. Также удобно пользоваться магнитной доской с алфавитным набором.

Для начала вам понадобится 4 гласных звука: А, О, У, И. Так ребенку будет легче понять образование слогов.

Выберите единственную букву, изображающую согласный звук, и составьте пару. Например, «П» «А». Повторите с ребенком каждый звук по отдельности, произнесите сами слог, попросите малыша произнести. Уберите «А», поставьте рядом «П» «О», повторите все тот же алгоритм. Точно так же поупражняйтесь с «П» «У», далее с «П» «И».

На следующий день сосредоточьтесь на ином согласном звуке и прежнем наборе гласных. К примеру, «Д», «А», «О», «У», «И». Далее приступайте к следующим согласным.

Читайте также:  Главные условия воспитания детей в семье

Упражняйтесь до тех пор, пока не убедитесь, что ваш малолетний ученик вник, как образуется звучание слога. Если наблюдается понимание процесса, добавьте в свою учебную игру гласные звуки «Ы», «Э». Справившись и с ними, вводите двойные гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё». Ребенку ни о какой сдвоенности звука говорить не нужно. Просто учите его произносить слоги.

Первые попытки читать слоги слитно

Мало научить дошкольника произносить слоги. Чтобы научиться читать, нужно эти слоги объединять. Первые слова, на которых будет практиковаться ребенок, должны быть двусложными и простыми по звучанию: «ла-па», «ру-ка», «но-га», «Ди-ма», «Са-ша» и пр. Важно, чтобы слова обладали двумя преимуществами:

  • просты для чтения
  • понятны для ребенка по своему значению

Составляйте слова так, чтобы каждый слог был отделён, побуждайте ребенка сначала произнести первый, затем второй слог, и в завершение – все вместе. Не торопитесь переходить к следующему слову. Исключите механическое произношение. Добивайтесь осознания малышом того, какое слово он прочитал.

Следующей ступенькой станут трехсложные слова. Например, «ма-ши-на», «со-ба-ка», «мо-ло-ко» и подобные.

Отдельное внимание необходимо уделить закрытым слогам. Первым делом, обратитесь к трехбуквенным словам. Малыш с интересом воспринимает, когда ему предъявляют открытый слог, а потом внезапно замыкают его коротким звуком: «ко-т», «со-к», «ту-к», «мя-ч».

Занимайтесь составлением слов постоянно. Побуждайте ребенка собирать слоги, а потом и простые слова из букв. Выкладывайте изображение буквы с помощью счетных палочек или коротких карандашей. Привлекайте к подобным действиям ребенка. Чем больше средств в обучении начальной грамоте будете использовать, тем легче научить читать ребенка по слогам.

Что говорят про возраст профессионалы?

Отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО:

— В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы. В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответст­венные за различение буквенных знаков. Конечно, ребёнка можно надрессировать. Если каждый день показывать ему карточку с буквой «И» и повторять: «И, и, и…», он запомнит. Но это запомнит и обезьянка. Это для него не знак, не буква, а абракадабра. И чем дальше, тем хуже.

Если ребёнка до 4 лет заставляют читать, формируется неадекватный механизм чтения. Он схватывает взглядом первые 2-3 буквы и угадывает слово. Не угадал — вынужден вернуться в начало. Бесконечное движение глаз «челноком» утомляет, ребёнок теряет смысл прочитанного, и в итоге теряется интерес к книге.

Необходимая для чтения зрелость мозга у большинства детей формируется к 5-6 годам и лишь у 20% — к 4-5. Более того, в 3 года ребёнок не обязан знать и цвета. Можно рассказывать, но не требовать. В 3-4 года надо расширять кругозор, развивать речь, правильное произношение, учить отвечать на вопросы и задавать их правильно.

Очень важно движение — ходить, стоять, подниматься по лестнице, брать мелкие детали, научить самостоятельно есть, петь, танцевать, слушать музыку, формировать ощущение ритма. В развитии ребёнка нет мелочей.

Важна даже организация питания — красиво накрыть стол, положить салфетки. Очень многие родители почти никогда не садятся за стол с ребёнком. Стараются накормить его побыстрее, потом отправить играть в игрушки и сесть за стол самим. Это неправильно, как неверно и заставлять доедать. Это формирует отвращение к еде.

Легко ли учиться читать?

Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?

Советы по обучению ребенка письму

  1. Помните, что письмо сложный навык, который формируется на протяжении 3-4 лет и невозможно его освоить за полгода. Приступая к обучению, нужно понимать, что оно будет продолжаться долго и прерывать его на полпути не стоит, чтобы не утратить или не испортить уже приобретенный навык.
  2. Для обучения ребенка правильному письму читайте специализированную методическую литературу, чтобы работать с ребенком правильно, а не по наитию.
  3. Подбирайте правильно прописи. Они должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
  4. Попробуйте начать обучать ребенка не в тетрадях, а в альбоме.
  5. Визуализируйте информацию для ребенка. Все что, вы рассказываете ребенку, сопровождайте картинками или примерами на бумаге или доске. Это важно для более качественного запоминания информации.
  6. Для сохранения интереса ребенка к занятиям не стоит его заставлять писать одну и ту же букву много раз, доводя до идеального вида. Для этого нет необходимости. В дошкольном возрасте основная цель запомнить принцип написания букв и научиться прилагать усилия, и концентрироваться на обучении.
  7. Пишите по одной букве в день, но делайте это ежедневно.
  8. Помогите ребенку написать первые буквы в прописи, ведя его руку и показывая, как это нужно делать.
  9. Постарайтесь придумать для ребенка цель, для которой он занимается написанием букв. Возможным вариантом будет составление загадки, которую ребенок сможет отгадать после того, как напишет буквы. Подготовьте картинку со знакомым предметом и под ней напишите практически целое слово, оставив место для изученной буквы. После того, как ребенок успешно справится с заданием предложите ему вписать нужную букву под картинкой. По мере изучения написания букв количество пропущенных символов в слове должно уменьшаться.
  10. Постарайтесь не выбрасывать написанные ребенком буквы, а проанализируйте их. Вы сможете увидеть по ним, какие элементы даются ребенку сложнее и сможете дать дополнительные задания по тому материалу, который требует закрепления.
  11. Постарайтесь украсить занятия с ребенком, придумывая различные интересные объяснения, чтобы письмо ни казалось ребенку скучным делом. Посоревнуйтесь с ним, оживите буквы или покажите, что у них могут быть глазки, спинка, животик.
Читайте также:  Как настроить родительский контроль на iPhone ребенка

Соблюдение простых правил помогает преодолеть сложности в обучении ребенка письму печатными буквами и сохранить теплые доверительные отношения с ребенком. Правильный подход к научению – основа для сохранения интереса у ребенка, вашего спокойствия и дальнейших успехов в школе.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Книги и журналы для изучения

Данный вариант подходит больше для закрепления пройденного материала, чем для изучения нового. В книгах очень много картинок, поэтому ученику будет тяжело сконцентрироваться на чем-то конкретном.

Для такой формы обучения лучше использовать вопросительную тактику:

Книги и журналы для изучения
  1. Например, попросить показать определенную букву или описать животных, которые на нее начинаются.
  2. Для детей от 5 лет книги и журналы будут полезным материалом для развития чтения. Очень важно чтобы шрифт был достаточно крупным, тогда снижается вероятность сильного напряжения зрения.

Советы родителям

Рассматривая, как научить ребенка быстро читать, необходимо учитывать следующие советы:

  1. Четко и ясно озвучивать ребенку звуки. Не нужно специально их искажать, чтобы малышу было проще их произносить. Как ребенок услышит звук впервые, так и будет в дальнейшем произносить. Необходимо научить ребенка говорить «Р».
  2. Если малыш ошибается и делает что-то некорректно, ни в коем случае нельзя его ругать. Необходимо аккуратно исправлять ошибки, чтобы в итоге ребенок произнес звук правильно.
  3. Если малыш уже устал и не хочет усваивать новый материал, то обязательно сделать перерыв. В это время можно поиграть в иные полезные игры. Еще лучше просто заняться другими делами либо вывести малыша на площадку. Прогулки на улице оказывают хорошее воздействие на уяснение нового материала.
  4. По возможности прибегнуть к играм со слогами, диалоговые техники обучения в игровой форме. Очень часто выражение «давай поиграем» действует особым образом.

Необходимо давать малышу познавательные мультики, чтобы научить правильно читать. Здесь в яркой и простой форме учат читать быстро.

Каждый родитель должен понимать, что научить читать ребенка, писать за 1 день не получится. Это длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в терпении. Но исход зависит от того, сколько сил в это вложено. Важно подобрать правильную методику.

По методу Зайцевой можно учить читать в 7-8 лет.

Если же рассматривать, что предлагает Эльконин, то это рассчитано на 2 класс-4 класс.

Как научить ребенка писать числа?

Научить ребенка писать числа стоит после освоения устного счета. В процессе обучения важную роль играет психологический настрой малыша. Невозможно избежать капризов, если ребенок не хочет заниматься или не понимает смысла новой информации. А также следует учитывать продолжительность занятий, ведь малыш устает намного быстрее, чем взрослый. Психологи не рекомендуют заставлять дошкольника выполнять задание, пока оно не получится. Если ребенок устал, нужно на время отложить упражнение и переключиться на другие занятия. Чтобы малыш с удовольствием осваивал числа, нужно его заинтересовать. Откажитесь от повторяющихся задач. Есть несколько методов обучения:

  • Написание чисел по точкам.
  • Математические прописи.
  • Счетные палочки.
  • Счет с помощью предметов.
  • Применение методики Монтессори.

Использование различных техник поможет Вашему ребенку надолго сохранить интерес к изучению чисел. Разнообразная наглядная информация и игровая форма помогут Вашему ребенку быстро освоить счет и распознавать числа. Изучая цифры с дошкольником, нужно их разобрать на элементы. Ребенок быстро поймет и запомнит алгоритм их написания. Обучая этой технике дошкольника, объясняйте важные моменты.

Вашему ребенку необходимы следующие навыки, чтобы успешно научиться писать числа:

  1. Дошкольник должен легко ориентироваться в тетрадном листе.
  2. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхнюю и нижнюю границы клетки.
  3. Ребенок понимает, где находятся границы клетки.
  4. Визуально можно разделить клетку на четыре квадрата.
  5. Может писать с уклоном.

Когда ребенок овладеет перечисленными навыками, он сможет выполнять более сложные упражнения — научиться писать числа. А вот и еще важные аспекты для подготовки ребенка к школе, не упустите. Сейчас требования к первоклассникам очень жесткие.