Как научить алфавиту ребенка \ Что нужно знать родителям?

    Вопрос о том, как лучше подать ребенку знания, чтобы он уже в раннем возрасте не потерял к ним интерес, возникает достаточно часто. И здесь первое и главное правило – это ненавязчивость! Знакомство ребенка с алфавитом – это один из этапов разностороннего развития, который необходим на определенном этапе жизни ребенка.

Подробный обзор

Как заинтересовать ребенка чтением?

Большинство детей учатся читать в возрасте 5-7 лет. Родителям рекомендуют читать вслух своим детям, поскольку лучшая возможность привить любовь к книгам — собственный пример. Младенцы могут не понимать, что именно вы читаете, но они ознакомятся с тем, что такое книга, научатся отличать рисунок от печати. Малыши любят подражать взрослым, играть с печатными изделиями, начать перелистывать страницы — это еще один вариант тренировки мелкой моторики. Главное для родителей на первых порах — сформировать у малыша положительные ассоциации, связанные с читаемыми книгами. Читайте — и они захотят читать, улыбайтесь, открывая свежий томик, — дети тоже будут улыбаться, листая страницы!

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.

Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.

С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Критерии готовности к обучению чтению

  1. Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
  2. Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду).
  3. Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
  4. Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
  5. Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
  6. Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его. Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

Как правильно и быстро научить ребенка читать
  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Читайте также:  Как общаться с токсичными родителями: 6 шагов к личным границам

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

Как правильно и быстро научить ребенка читать
  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Как научить ребенка алфавиту

Обучение ребенка алфавиту до четырех лет

Выучить алфавит в столь раннем возрасте возможно, особенно если малыш испытывает интерес к занятию. Самое раннее обучение рекомендуется начинать после года  и при этом подавать знания в игровой интересной и развлекательной форме. Одним из вариантов удачного разучивания алфавита является использование букв в виде игрушек. Например, для ребенка станет интересной игра с подушками в виде букв или же магнитная азбука. Педагоги акцептируют внимание родителей на то, что учить нужно именно буквы, а не звуки. В раннем детском возрасте очень сложно сопоставить букву со звуком. Именно поэтому не рекомендуется использовать электронные пособия, где обучение начинается в соответствии с правилами русского языка.

Ребенок в данном возрасте использует различные анализаторы для восприятия мира, поэтому будет хорошо, если мама испечет печенье в виде букв, тогда ребенок не только воспримет букву зрительно, но и попробует ее на вкус, на ощупь. Можно также складывать с малышом азбуку из соломки или других съедобных предметов. К буквам можно приделывать ручки и ножки, чтобы они  были похожи на сказочных героев или же вызывать ассоциации, например, м – это машина, п – это паровоз и т.д. Сейчас главное для родителей – это вызвать заинтересованность у ребенка, только тогда есть возможность получения отличных результатов.

Обучение ребенка алфавиту начинается со знакомства с гласными буквами, при этом любое занятие необходимо проводить в игровой форме.

Обучение ребенку алфавиту после четырех лет

Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту при возрасте ребенка от четырех лет, возникает часто и остро. Здесь хочется добиться желаемого результата и выучить русский алфавит с ребенком как можно быстрее.

Ребенок в возрасте от четырех лет имеет довольно развитую моторику, поэтому увлекательным и развивающим станет занятие, основанное на складывании букв из подручных средств. Ими могут стать камешки или же ветки деревьев. Мама может подготовить лист бумаги, где будет прочерчена буква, а затем полученное буквенное пространство будет покрыто клеем. До того момента пока клей не высох, предложите ребенку засыпать букву крупой, когда малышу будет интересно осуществлять процесс, при данном занятии ребенок развивается всесторонне, как  воображение, так и моторика.

Использование игральных кубиков с буквами также является достаточно действенным методом для того, чтобы выучить с ребенком русский алфавит. Подробнее об этом методе читайте в статье — ЗАНЯТИЯ ПО КУБИКАМ ЗАЙЦЕВА

Как научить ребенка алфавиту

Малыш быстро запомнит алфавит только в том случае, если обучение будет проходить в виде интересной и веселой игры. Занятие, проводимые до четырех лет должны быть короткими, но частыми, длительность обучения ребенка алфавиту после четырех лет можно гораздо увеличить, но форма игры должна оставаться. Именно в таком случае можно достичь желаемого результата.

Совет для родителей

Ребенок выучит буквы тогда, когда он станет уверенно распознавать их в любых словах, после этого можно приступать к складыванию букв в слоги и слова.

Помните, чем быстрее ваш малыш выучит буквы, тем быстрее он сможет складывать их в слова и читать! Те дети, которые знают алфавит в раннем возрасте, легче воспринимают гуманитарные предметы в школе, более способны к изучению не родных языков.

Видео. Поём алфавит с ребенком

Полезные статьи:

КАРТОЧКИ С РУССКИМ АЛФАВИТОМ РАСПЕЧАТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АЛФАВИТА

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

Читайте также:  Во сколько месяцев дети начинают говорить

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Развитие навыков чтения мнения специалистов

Учитывая физиологические и ментальные особенности развития дошкольников, психологи не рекомендуют учить читать детей младше 5 лет. Но возраст не единственный ограничивающий фактор. Существует целый ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:

  • понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
  • умение складывать предложения, связно и логично изъясняться;
  • получается кратко пересказать сюжет сказки/мультфильма, рассказать о том, что делал в течение дня;
  • удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование).

Если малыш старше 5 лет и обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям. В этом возрасте в детских садах как раз вводится понятие букв и звуков. Если вовремя начать обучение, то к первому классу ребенок сможет освоить чтение на довольно приличном уровне. Это позволит ему легче адаптироваться к обучению и без труда справляться со школьной программой, ведь читающие дети более грамотные, так как интуитивно запоминают написание часто встречающихся слов, а значит не только литература, но и русский язык не будет вызывать трудностей. Так как на сегодняшний день подавляющее большинство первоклассников приходит учиться уже умея читать, актуальность дошкольного образования как никогда высока.

Читайте также:  Капризы у ребенка в год, 1,5, 2, 3, 4 года: что делать

Учитывая все рекомендации специалистов, можно с уверенностью сказать, когда начинать учить ребенка читать в возрасте 5-6 лет.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Закрепляем материал

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Закрепляем материал
Закрепляем материал

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Закрепляем материал

Рекомендуем почитать: Как научить ребенка определять время по часам? Как научить ребенка правильно понимать время Как легко научить малыша ползать Как выбрать хорошую школу для ребенка Как приучить ребенка к бассейну?

Закрепляем материал

Как научить ребенка складывать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Для начала просто объясните малышу, как буквы складываются в слоги: возьмите две буквы, гласную и согласную, и покажите, как одна буковка бежит ко второй, одновременно озвучивая, как из них получается слог. Например, буква М бежит к букве А, и получается слог «м-м-м-а-а-а».

Не стоит ожидать, что ребенок сходу научится читать слоги, так как ему требуется время, чтобы понять этот принцип. Просто показывайте ему, как гласные и согласные буквы соединяются в разные слоги. Скорее всего, малышу будет неинтересно соединять буквы друг с другом просто так, по требованию взрослого. Как научить ребенка читать слоги, чтобы он делал это самостоятельно и с увлечением? Для этого вам понадобятся игры, направленные на то, как научить ребенка слогам.

Веселый паровозик. Для игры понадобится машинка с кузовом или паровозик с прицепом и карточки с буквами. Возьмите гласные буквы, которые ребенок уже хорошо запомнил, и разложите их по кругу на расстоянии друг от друга. Положите какую-нибудь согласную букву в вагон паровозика и покажите ребенку, как она едет к какой-нибудь станции (гласной букве). Пока ребенок везет букву, он должен тянуть звук (например, если в вагоне буква М, пока она едет до станции, ребенок должен произносить звук м-м-м). Когда паровозик подъезжает к гласной букве, малышу нужно соединить согласную букву с гласной, произнеся слог (м-м-м-м-а-а-а-а).

Лента с движущимися буквами. Все, что нужно для этой развивающей игры – бумага, ножницы и карандаши или фломастеры. Выберите любое изображение, в котором можно нарисовать окошко – домик или машинку, нарисуйте его и раскрасьте. Можно распечатать и готовый рисунок. Затем сделайте надрезы по боковым краям окошка домика или машинки. Нарисуйте на бумажной ленте гласные буквы А, Е, О, У, И, Ы, Э, Я (ширина ленты должна быть такой, чтобы она поместилась в надрезы на окошке). Рядом с окошком приклейте прозрачный кармашек, куда можно вставить букву (это можно сделать с помощью кусочка полиэтилена и скотча). В этот кармашек по очереди вкладывайте согласные буквы М, Л, Н (самые простые), а затем вставляйте в окошко линейку с гласными и протягивайте ее, показывая ребенку, как из букв получаются слоги.

Теперь вы знаете, как научить ребенка складывать слоги в наиболее понятной для него игровой форме. При обучении не забывайте использовать не только такие слоги, в которых первой буквой является согласная, но и те, где сначала идет гласная: АВ, ОМ, ОВ, АЛ и т.п. Перед тем, как научить ребенка соединять слоги в слова, дайте ему почитать слоги в букваре в течение некоторого времени, чтобы он мог немного потренироваться и закрепить новое умение.

Методика изучения гласных/согласных

Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.

Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.

Методика изучения гласных/согласных

После того, как предыдущий звук выучен, можно приступать к следующему. Чтобы увлечь кроху, рекомендуется приобрести карточки с буквами, доску, кубики, яркие картинки и книжки.

Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите букву Д, а не звук ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.