Дидактические игры по развитию положительной мотивации к обучению

Каждый родитель понимает, что учеба при наличии цели и мотивации эффективнее, чем без нее. От мотивации в образовании зависит не только оценка и успеваемость школьника, но и глубина полученных знаний, умение применить их на практике и само по себе желание обучаться.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.

Мотивация средних и старших школьников

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!
Читайте также:  Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего

Как счастье помогает учебе?

А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

Но здесь на сцену выходит важное слово – проактивность. В основе ее — волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу — но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», — то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам – то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», — и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, — и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории… Другими словами – создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, — и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» — Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, – книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, — и тоже шла вслед за интересами сына.

Получается, что лучшее, что может сделать родитель, — это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, — ура, удача! – поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

Мотивация ребенка на учебу в школе

«Мне этот предмет точно никогда в жизни не понадобится!», «Зачем учиться?», «Не хочу учиться!». Знакомо? Чтобы повысить успеваемость своего любимого чада, многим родителям даже приходится использовать силовые методы, когда уговоры и убеждения не помогают. Но скажу сразу- это не решит проблему и не вернет желание учиться, а наоборот приведет к потере контакта с ребенком.

Как же быть, если ваш ребенок не желает ходить в школу и учиться? Как заставить ребёнка учиться? Очень часто проблема кроется в отсутствии должной мотивации.

В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации– внутренняя и внешняя.

Внешняя мотивация – это когда результат достигается через внешние факторы (обещание купить дорогой телефон ребёнку, если он закончит семестр с отличием). Но как правило данный вид мотивации краткосрочный и не надежный.

Внутренняя мотивация связана со стремлением получать новые знания, добиться успеха в жизни, поступить в престижный университет и получить высокооплачиваемую работу, желанием опередить всех своих конкурентов, избежать негативных последствий, которые влекут за собой промахи.

 С чего же начать? Как сформировать правильную мотивацию к обучению?

  1. Нужно узнать, с чем связано нежелание ребенка идти в школу. Это  может быть конфликт с одноклассниками или учителем.
  2. Когда делаете уроки вместе с ребенком, наводите на правильный ответ, а не решайте вместо него. Рассуждайте над заданием, понимание наступает в диалоге, причем полезнее, если ребенок увидит, что вы просите его помочь разобраться в задании.
  3. Поощряйте увлечения. Если ваш ребёнок увлёкся музыкой, отправьте своё чадо учиться в специализированную школу и т.д.
  4. Не давите на ребёнка, позвольте ему самому найти своё хобби, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
  5. Позаботьтесь о хорошем окружении. Если ребёнок учится в «слабом» классе, где учителя уделяют недостаточно внимания качеству процесса, задумайтесь о том, чтобы перевести его в другую школу.
  6. Не допускайте высокой нагрузки, поскольку именно она нередко становится причиной спада интереса к процессу получения знаний. (Все хорошо в меру).
  7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми и особенно с его братьями или сестрами.
  8. Воспитывайте ребёнка на личном примере или примере успешных людей. Можно купить  книгу с биографиями успешных и знаменитых людей или найти статью в интернете.
  9. Создайте комфортную среду обучения. Ваше  чадо хочет дорогие тетради с 3D картинкой, купите. Согласитесь куда приятнее пользоваться теми вещами, которые нравятся.
  10.  Создайте мотивационную среду. Запишите ребёнка в кружок, посещайте с ним различные мероприятия (выставки, семинары). Особенно важно это для подростков, которым предстоит определиться со своей будущей профессией.
  11.  Проявляйте максимум внимания к учебе ребёнка. Спрашивайте, как прошёл день вашего сына или дочери в школе, что стало причиной плохой оценки или замечания в дневнике. Но, какой бы ни была ситуация, вы должны понимать ребёнка и морально его поддерживать. Иначе в случае очередной неудачи он опустит руки и перестанет бороться за успех.
Читайте также:  Как общаться с токсичными родителями: 6 шагов к личным границам

Особенности мотивации в учёбе могут меняться в течение всей жизни под воздействием различных факторов. Если сформировать интерес к учёбе в младшем школьном возрасте достаточно просто, то с подростками дело обстоит намного сложнее. Поэтому главное, что необходимо сделать родителям – заинтересовать школьника самим процессом получения знаний.

И хотя основные знания детям даёт школа, именно на плечи мам и пап ложится ответственность за то, чтобы их дети осознали всю ценность образования и понимали, что новая информация  может быть не только интересной, но еще и полезной.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок — в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения

: индивидуальная.

Оборудование

: стимульный материал к методике.

Инструкция:

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ».

№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» . Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать, кем захочешь». Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки». Психолог выкладывает карточку с рисунком

№ 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов

. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы Мотивы, №
1 2 3 4 5 6
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный выбор
  • Внешний мотив — 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив — 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка — 2 балла;
  • игровой мотив — 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Количественный:I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Качественный: Внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по — ребенку нравится учиться, нравится посещать — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

Читайте также:  Выбираем соску - пустышку для новорождённого ребенка

Стимульный материал к методике исследования мотивации учения у первоклассников.

Приложение 1

Н. Гинзбург)

Цель: выявление уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, измерение степени выраженности мотивов учения.

Описание методики. Детям показывается картинка. Рассказывается по каждой картинке история. После прочтения рассказа задаются вопросы: а как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Стимульный материал. Набор картинок

Инструкция. Послушай рассказы детей и ответь на мои вопросы.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил» (Рис. 1.).

Рис. 1

Второй мальчик (девочка) сказал (а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился» (Рис. 2)

Рис. 2

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть» (Рис. 3.).

Рис. 3

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (Рис. 4.).

Рис. 4

Характеристика отношения к учебной деятельности

  • Министерство образования и науки Российской федерации
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
  • «Самарский государственный социально-педагогический университет»
  • Факультет математики, физики и информатики
  • Кафедра педагогики и психологии
  • Отчет
  • По педагогической практике
  • Выполнила:
  • студентка 4 курса

Д.В. Агафонова

Подпись _____________

Руководитель по психологии:

н. Бусыгина Т.А.

  1. Подпись _____________
  2. Оценка _____________
  3. Самара, 2017
  4. Психодиагностическое исследование и беседа
  5. данные:
  6. Имя: Надир
  7. Пол: мужской;
  8. Возраст: 14 лет;
  9. Класс: 8 «А»;
  10. Внешние данные: молодой человек немного полноват, опрятен, постоянно носит джемпер или рубашку с джинсами.
  11. Состояние здоровья: здоров;
  12. Физическое развитие: в норме;
  13. 2. Условия семейного воспитания:
  14. Состав семьи: мама и Надир (родители в разводе).
  15. Профессия родителей: мама – бухгалтер в детском саду, папа – следователь.

Культурный уровень семьи: мама Надира – образованная женщина. Она прививает сыну любовь к искусству, посещая выставки, музеи. Семья любит ходить в кино. Домашняя библиотека небольшая, но есть. Надир не любит читать.

Стиль воспитания в семье: авторитарный.

3. Характеристика познавательной сферы ученика:

Особенности восприятия учебного материала на уроке: по наблюдениям материал Надир воспринимает легко, оценки имеет разные. Это связано с его поведением. При этом исследуемого легко отвлечь, после чего трудно влиться в работу. На уроках Надир чаще всего сидит с другом. На вопросы учителя отвлекается с энтузиазмом. Легко отвлекается на разговоры с одноклассниками.

Тест «Корректурная проба Бурдона»[Прил. 1]

Проанализировав данные диаграммы можно сделать вывод, что начиная с 1-ой минуты по 3 точность и продуктивность нарастали и имели показатели, приближающиеся к максимальным. Уже на 3-4 минуте идет спад, а затем только увеличение полученных показателей. Результаты данного исследования свидетельствуют о неустойчивости и истощаемости внимания.

Ошибок больше всего сделано с 3 по 5 минуты испытания, но и правильных ответов здесь чуть выше, чем в остальных. Это говорит о том, что упор был сделан на скорость выполнения. А в начале и в конце исследования установка была уже на точность работы.

По итогам выполненной работы была допущена 41 ошибка, показывающая, что показатель концентрации внимания находится на среднем уровне.

Тест «Методика изучения типа памяти»[Прил. 2]

  • Коэффициент слухового запоминания – 40%
  • Коэффициент зрительного запоминания – 30%
  • Коэффициент моторно-слухового запоминания – 60%
  • Коэффициент комбинированного запоминания – 60%.

Тест показал, что моторно-слуховая память у субъекта развита в большей степени. Если исходить из беседы, то испытуемый также говорил, что он запоминает учебный материал, если учитель воспроизводит его вслух.

  1. Тест «Методика выявления особенностей мыслительных операций
  2. При исследовании особенностей мыслительных операций замечено, что словарный запас исследуемого невелик, сходства и различия чаще всего сравнивались по ситуативному (внешнему) признаку, но и по концептуальному признаку.
  3. Тест «Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов»
  4. [Прил. 3]

Испытуемый справился за заданием за 3 мин 34 с. Выполнено 50 % и это показывает низкий уровень скорости протекания мыслительных процессов.

Тест «Методика исследования логических закономерностей

(тест Липпмана)»[Прил. 4]

Скорость выполнения теста Липпмана составляет 3 минуты 55 секунд. Испытуемый не смог справиться с тестом полностью. На основе теста можно сделать вывод, что логическое мышление развито слабо.

Характеристика отношения к учебной деятельности

Уровень успеваемости: хорошо и отлично. Отношение к учению: все задания Надир выполняет добросовестно. Особый интерес вызывают те предметы, которые у Надира в приоритете (зависит от учителя и темы). К ним Надир подходит с высокой ответственностью.

Учебная мотивация преобладает с внешней стороны (мамы). При диагностики учебной мотивации Надир выбрал, что хочет быть культурным и развитым человеком, получать одобрение учителей и родителей.

Отношение к успехам и неудачам в учебе: на вопрос: «Что ты испытываешь, когда получаешь низкие или высокие баллы?» Ответ: « Я радуюсь отличной оценке и расстроен, когда получаю плохую».

Предпочитаемые и отвергаемые дисциплины: С интересом Надир посещает такие дисциплины, как физика и химия (сказывается влияние учителя, который преподносит материал, на уроках всегда интересно и все понятно), к отвергаемым относит алгебру (не понимает теоретический материал и не разбирается с решением задач).

Диагностика учебной мотивации показала, что в семье, в которой испытуемая воспитывается, учеба престижна. Для Надира важен прежде всего познавательный интерес, осознание социальной необходимости, боязнь наказания, при этом на все это влияет семья.

[Прил. 5]

Рекомендуемые страницы: