Беседа первая: взгляните на детей – как они растут

Тот самый переходный возраст, когда в период от 8 до 10-11 лет — уже не маленький ребенок, но и еще не подросток  В чем особенности этого возраста? Как родители могут помочь своему ребенку подготовиться к нему, чтобы это не стало стрессом для него и окружающих? Какие основные этапы физиологического и психологического развития?

Период относительно спокойного развития ребенка

Ребенок начинает учиться в школе, так как он уже способен к систематическим занятиям. У него усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. Он уже мыслит конкретно, а не абстрактно.

В этом возрасте дети увлекаются играми с твердо установленными правилами. Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от родителей и других взрослых.

Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить свое собственное детство. «Все дети проходят через сходные этапы в своем становлении. И, тем не менее, во многих отношениях их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь каждый ребенок это неповторимая личность.

Описываемый нами период детства можно разделить на три части:

  • от шести до восьми,
  • от девяти до десяти
  • и от одиннадцати до двенадцати лет.

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Физиологические особенности ребенка в 8-лет

Сейчас ребенок продолжает интенсивно расти (меняется рост и масса тела), продолжается изменение пропорций тела, идет подготовка к половому созреванию. Организм остается детским, достаточно чувствительным ко всему окружающему. В то же время формируется личность, которая хочет быть более самостоятельной. Детям необходим полноценный отдых, поэтому следует правильно создать режим дня, где будет учитываться время для сна и отдыха, чтобы ребенку было проще справиться с увеличением школьной нагрузки.

Нельзя чтобы учеба заняла все свободное время ребенка, так как она требует сидячий образ проведения времени. Не вникайте сильно в рабочий процесс, но и не оставайтесь равнодушны. Организм интенсивно растет и стремительно развивается, и без спорта возникает много трудностей, возможны головные боли, ухудшение зрения, а также снижение иммунитета. Поэтому родителям обязательно нужно позаботиться об ежедневных двухчасовых прогулках своего чада, а также о занятиях спортом.

Не думайте, что организму будет достаточно уроков физкультуры, которые проводятся два-три раза в неделю. Для полноценного развития спорт должен присутствовать каждый день. Кости и мышцы детей растут и формируются, а значит, нуждаются в постоянном движении и нагрузке. Если Вы не можете обеспечить ребенка спортивными секциями, то просто приучите его несколько раз в день делать легкую зарядку.

На что обратить внимание в психологическом развитии ребенка в месяца

Желание малыша быть во всем самостоятельным так же остается главным приоритетом в его психологическом развитии. А Ваше умение находить общий язык и спокойно реагировать на все его крики и истерики тоже растет и оттачивается с каждым днем. Потерпите еще чуть-чуть. Это скоро в психологическом развитии ребенка в 1 год и 11 месяцев дополнительно появляются четыре интересных момента о которых Вы должны знать:1. Не смотря на все предыдущие достижения по физическим навыкам у ребенка в 1 год и 11 месяцев вдруг пропадает желание самостоятельного передвижения. Ему становится не интересно самому бегать и прыгать. Даже новое умение самостоятельно кружиться – отходит на второй план. Ко всем этим своим достижениям малыш начинает относиться как к обязанностям и старается чаще проситься на руки.

Специалисты пришли к выводу, что таким поведением малыш выражает протест против полной самостоятельности и требует, чтобы о нем заботились.А как поступать Вам, родителям в такой ситуации?Специалисты рекомендуют ни в коем случае не отталкивать малыша и не твердить ему, что он уже большой. Раз малыш показывает, что ему хочется Вашего тепла – дайте!Помните!Всегда старайтесь поощрять любую двигательную активность своего ребенка и не стесняйтесь в перерывах между различными видами активности обнимать и целовать своего малыша. Ведь именно этого он от Вас хочет2. С года и 11 месяцев у ребенка начинает проявляться осознание своей половой принадлежности. Расскажите малышу, как можно себя вести мальчикам и девочкам во время общения друг с другом.3. Становятся заметны формирования воспоминаний и появление памяти. Ваш ребенок уже может вспомнить, что он одевает на прогулку, как поломалась игрушка.4. Заметны проявления задумчивости, когда малышу необходимо сделать свой выбор. Этот момент проявляется в минутной паузе с изменениями мимики на лице.

ИТОГ:

Не смотря на то, что общее развитие после года происходит чуть менее активно, до двух лет малыш все равно успевает познать очень многое. Все линии развития ребенка в 1 год и 11 месяцев направлены на формирование активного словарного запаса и мышления. Ваша роль в этом процессе самая главная! Старайтесь побольше общаться с ребенком и передавайте ему все свои знания, но в доступной для него форме, всегда помните, что Ваш опыт для него – это бесценный клад!

Возможно, Вам понравится этот видео анализ молодой мамы о прожитом вместе с ребенком его 23 месяце

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

Они:

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.
Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Читайте также:  Зимняя прогулка – как одеть новорожденного

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга «Мужчины не плачут?! Как воспитать мальчика сильным и заботливым».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.

Возраст 10-лет

  • Дети 11 лет уже начинают чувствовать изменения в своем теле. Начинается период полового созревания. В этом возрасте у детей присутствуют резкие перепады в настроении. Эмоции бывают самыми разными. Ребенок то смеется, то плачет.
  • На любую критику или замечания очень остро реагирует. Никогда не угадать, когда он взорвется от гнева. Поэтому нужно быть очень аккуратным в высказываниях, тщательно подбирая слова. Не следует кричать на свое чадо, иначе он закроется в себе и из него уже нельзя будет вытащить и слова.
  • В учебе тоже могут проблемы проблемы. Ребенок переходит в среднюю школу. Новые учителя, новые требования. Каждый преподаватель ждет повышенного внимания к своему предмету. Зачастую дети просто не успевают учить все.
  • Поэтому следует отслеживать успешность детей. Не надо предъявлять им массу требований. Также к этому времени уже ясно видно, к чему у него больше способностей. Важно не упустить этот момент и подталкивать ребенка в том направлении, которое ему нравится.
  • Одиннадцатилетние дети все больше времени проводят со сверстниками. У них много совместных увлечений, интересов. Не стоит ограничивать их в этом общении. Ведь коммуникация на данном этапе важна в том плане, что детям нужно одобрение со стороны им подобным. Родители уже не играют настолько важной роли, как прежде.
  • Психология ребенка 11 лет мало чем отличается от ребенка 10 лет. Но разница все же есть. Она состоит в том, что у первого уже более нестабильная и более ранимая психика, чем у второго. И если родители не установили доверительную связь до 10 лет, то в 11 это практически невозможно. С наступлением подросткового возраста ребенка как будто меняют. Он все время раздражительный, злой и неуправляемый.
  • Часто он и сам не знает, что с ним происходит. Внезапные вспышки гнева на окружающих сменяются ненавистью к самому себе. В такие моменты нужно просто обнять ребенка, даже если он против. Дети не любят признавать свою слабость и неравноправность со взрослыми. Поэтому нужно проявлять больше ласки и нежности такому ребенку.

Личная гигиена

По мере взросления подростки сталкиваются с еще одной напастью — повышенным потоотделением. На самом деле достаточно соблюдать всего несколько правил, чтобы неприятный запах больше не беспокоил. Каждый день необходимо принимать душ и после этого пользоваться дезодорантом. Нужно обязательно следить за чистотой белья и одежды. Иногда эти правила личной гигиены не помогают, тогда на помощь придет врач, который назначит специальные антиперспиранты.

Нельзя забывать и о том, что гениталии тоже потеют, поэтому нужно каждый день мыть их с мылом.

Первые капризы ребенка. Как быть родителям?

В возрасте от 3 до 7 лет детские капризы неизбежны. Как вести себя, если вы столкнулись с детскими капризами в первый раз? Нужно сохранить хладнокровие и спокойно объяснить своему ребенку, что его поведение неправильное.

Часто ребенок требует внимания своих родителей, конфликтует со своими сверстниками. В этом случае родители делают вывод о том, что ребенок становится избалованным, и кардинально меняют воспитание ребенка в семье. Однако психологи дают такому поведению другое объяснение. Вся ответственность за поведение и характер ребенка лежит на взрослых. От того, какую тактику воспитания ребенка дошкольного возраста в семье выбирают родители, зависит развитие личности ребенка в целом.

Причиной частой смены настроения и поведения ребенка является становление его характера, а не детская прихоть. В дошкольном возрасте у ребенка происходит переоценка ценностей, он по-другому смотрит на окружающий мир.

Воспитание ребенка с лет до лет

Ребенок должен уметь:

  • Соблюдать элементарную личную гигиену.
  • Понимать субординацию при взрослых и вести себя прилично.
  • Делать самостоятельно некоторые вещи. Например, заправлять постель и собирать игрушки на место. Убирать свои вещи.
  • Знать некоторые правила безопасности дома и на улице. Например, не баловаться со спичками и розетками, правильно передвигается по тротуару, а не бегать по дороге. Не разговаривать с незнакомыми людьми. Хотя оставлять его без присмотра категорически нельзя, важно помочь освоить эти правила поведения.

Общие советы родителям как общаться с ребёнком 5 лет

  • Спрашивайте мнение. После вопроса будьте внимательны к ответу. Ответ будет показателем осознанности.
  • Если вопрос непонятен, перефразируйте его. Говорите просто, понятными словами..
  • Уделяйте время для общения, ведь никакие игрушки и их количество не заменят папу и маму.
  • Если он восстаёт против власти старших, будьте терпеливы и тверды одновременно. Родители могут корректировать количество свободы по мере взросления.
  • Объясняйте свои правила и решения, а не говорите их в приказной или ультимативной форме. Тогда он увидит логику и любовь к себе, а не сухой авторитет. Дети часто задают вопрос «Почему» и ответ на него помогает им увидеть логику и взаимосвязь событий, что очень важно для развития логического мышления.
  • Заставить что-то сделать — не лучший способ проявления власти и плохая модель поведения для подражания.
    • Если ваш ответ не понят, попробуйте рассуждать. Приведите пример, расскажите историю, расскажите о последствиях и пользе послушания.
      • Например, сын не хочет убирать игрушки. Можно просто заставить его это сделать и получить слезы и капризы в ответ, а можно порассуждать о пользе порядка. Можно сказать: «Если ты устал сейчас, то убери игрушки через полчаса. Хорошо?» или «Чем быстрее в комнате станет чисто, тем быстрее мы пойдём гулять» или «Мама, папа или ты можем споткнуться из-за игрушек, упасть и повредить себе что-нибудь. Из любви к нам и себе нужно убрать игрушки на место».
      • Если ему трудно послушаться сразу, дайте время или поначалу делайте эту работу вместе.
  • Хвалите за его усилия, а не за способности. Это поможет развить усилие воли, усидчивость и желание стать лучше.
  • Наказывайте соответственно проступку — не больше и не меньше. Расскажите про причины наказания и убедитесь, что он их понял.
Воспитание ребенка с лет до лет

Самое опасное для неокрепшей детской психики — это неокрепшая взрослая.

Как видно, есть много практических советов и остаётся лишь применять. Воспитание ребенка — это увлекательный процесс. Если родители не опустят руки и будут прилагать максимум усилий, то они будут вознаграждены воспитанным сыном или дочерью!

ВНИМАНИЕ. В этой статье не даются конкретные рекомендации что делать лично вам. В каждом конкретном случае нужно обратиться за квалифицированной помощью психолога для личной консультации.

Полезное видео.