20 методик, которые помогут быстро запомнить текст

Память — важный аспект нашей жизни. С ее помощью мы можем держать в уме информацию, которую получаем в течение жизни.

Проблемы пятиклашек

Смена учителя

Вместо одного педагога, который выполнял роль второй мамы, их появляется сразу много. Классный руководитель еще не стал очень близким, да и уделить каждому столько времени, как это было в начальной школе, он уже не может.

Отсутствие постоянного кабинета

Вместо привычного места учебы нужно перемещаться по коридорам школы после каждого урока, искать кабинет самостоятельно. Ребенку нужно запоминать расписание и учиться лавировать на переменах среди потока школьников.

Разные требования у учителей

Учитель по русскому просит выделять слова зеленым стержнем, по математике — карандашом. Один требует одну толстую тетрадь, а другой – несколько тоненьких. Все эти нюансы нужно учесть и не запутаться. А кроме того, заново заработать авторитет у каждого педагога. Это дополнительное напряжение.

Смена статуса в школе

В начальной школе четвероклассники самые взрослые. А с переходом в среднюю ощущают себя маленькими и очень уязвимыми.

Шесть советов родителям пятиклассника

  1. Сохраняйте спокойную атмосферу дома. Понятно, что вся семья волнуется в такие ответственные периоды, но постарайтесь максимально оградить от домашних потрясений своего ученика. В это время избегайте по возможности каких-то резких перемен дома. Здесь должен быть оплот стабильности и спокойствия в сравнении с бушующим морем школьных страстей.
  2. Следите за соблюдением режима дня. После летних каникул детям сложно сразу включиться в учебу. Необходимо составить расписание, по которому ребенок будет ориентироваться и понимать, когда у него свободное время, когда для выполнения домашнего задания и посещения кружка по интересам.
  3. Помогайте ученику при выполнении уроков, но не делайте их за него. Важно чтобы он усваивал знания максимально самостоятельно и понимал свою ответственность.
  4. Не ругайте ребенка за плохие отметки и не сравнивайте с другими детьми, иначе он начнет хитрить и скрывать от вас правду. Постарайтесь выстроить доверительные отношения. Создавайте ситуации успеха, дайте чаду возможность почувствовать себя сильным, умным, значимым.
  5. Постоянно поддерживайте связь с классным руководителем и учителями-предметниками, посещайте родительские собрания, проявляйте интерес к процессу обучения вашего школьника. Если вы знаете, что у него есть особенные черты характера (страх оценки, неуверенность перед незнакомым учителем, повышенная чувствительность и т. д.), предупредите об этом классного руководителя и педагогов. Дополнительно можно обратиться к школьному психологу, который поможет в процессе адаптации.
  6. Хвалите не только за хорошие оценки. Для ребенка очень важно получать от вас поддержку и безусловную любовь просто за то, что он ваше дитя, даже если чего-то не умеет или не знает. Не стоит пытаться реализовывать свои несбывшиеся мечты за счет своего ребенка.

Переход в пятый класс по уровню стресса сравним с тем, что испытывают первоклассники. Новый классный руководитель, множество учителей и новых предметов… Первые несколько месяцев поведение ребенка может быть необычным, вероятно снижение успеваемости. Паниковать не стоит. Лучше помочь своему пятиклашке пройти этот период максимально комфортно. Постарайтесь успокоиться, не совершайте резких перемен в домашнем укладе, дайте почувствовать ребенку вашу любовь вне зависимости от его успехов в школе.

Этап №– работа с параграфом учебника

  1. Перед чтением нужно создать максимально “плотное сито” (чтобы больше понять и запомнить). Для этого нужно актуализировать информацию: повторить конспект с прошлого урока. Если все понятно и хорошо вспоминается, то переходите к изучению нового. Если что-то забылось,  повторите и только потом переходите к изучению нового материала. Если вы работаете над главой или параграфом, просмотрите карточки и майнд-карты по темам, которые могут помочь освоить материал.
  2. Проверьте, насколько важен новый материал: связан ли он с экзаменом? Пригодится ли в будущем? Насколько прочно и надолго нужно запомнить эту информацию? – Бегло просмотрите страницы учебника (по несколько секунд на страницу) с начала темы. Оцените вопросы к параграфу и задания на дом (чтобы понимать, какая информация понадобится из параграфа).
  3. Информацию из параграфа нужно извлекать послойно. Сначала перенесите на карточки все, что получится, не читая параграф (выделенные определения, законы, формулы, даты). Если материал для запоминания невозможно закодировать сразу, то запишите его, как есть и закодируйте позже.
  4. Выучите карточки, которые понятны, а непонятные отложите в сторону. Используйте метод воронки и активного воспроизведения.
  5. Бегло прочитайте параграф, выделив текстовыделителем главное. Значения непонятных слов, терминов, законов найдите в интернете или словаре.
  6. Нарисуйте майнд-карту и сделайте карточки по выделенному в тексте. Если материал остался непонятен, прочитайте предложение/абзац сначала. Прочитайте майнд-карту/карточки и проверьте правильность, сравнив с выделенным в тексте. Выучите отложенные (непонятные до чтения) карточки и те, которые вы создали во время чтения. Схематично одним цветом нарисуйте по памяти майнд-карту, используя активное воспроизведение, и сравните с оригиналом, восполнив то, что было изменено или потеряно.
  7. Время повторить то, что хуже или неправильно воспроизводилось. Повторяйте или представляйте в голове исправленную майнд-карту до тех пор, пока не будете легко ее вспоминать.
  8. Прочитайте параграф полностью. На сформированное и закрепленное сито лягут все мелкие детали и факты, которые мы не выделили при первом прочтении. Ответьте на вопросы и сделайте задания после параграфа.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

  1. Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли. Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
  2. На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
  3. Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
  4. В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

На Викиум вы можете тренировать память с помощью специальных упражнений

Начните заниматься прямо сейчас!

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Советы родителям

1 Не выполняйте задания за ребенка!

Чего греха таить, почти все мамы и папы могут довольно быстро решить пример или задачу из школьного учебника за второй, третий или четвертый класс и без труда понять, какие буквы пропущены в предложении в пособии по русскому языку.

Но выполнять домашнее задание, если даже ребенок умоляет об этом — значит оказывать ему медвежью услугу.

Легкие примеры заканчиваются, а впереди у школьника все возрастающий объем внеурочной нагрузки. Не превращаться же мамам и папам в «бюро», которое через несколько лет будет вечерами решать задачи по физике и химии, вникать в алгебраические и геометрические премудрости!

2 Расскажите ребенку о его обязанностях

С ранних лет дети должны понимать, что у человека есть права и обязанности. Например, мама и папа работают и получают за это деньги, а ребенок ходит в школу и выполняет домашние задания. Они учат ответственности, правильному распределению времени и помогают лучше усвоить знания.

Читайте также:  Что должен уметь и знать ребенок в три года?

3 Поощряйте правильно

Делать это нужно словом, а не деньгами: глубоко неправы те родители, кто переходит со своим чадом чуть ли не на «товарно-денежные» отношения: дескать, сделай уроки вовремя и хорошо, а я тебе дам денег (куплю, что ты попросишь) или разрешу играть в компьютерные игры хоть всю ночь.

Запомните: школьник делает домашнее задание не для мамы и папы и не для педагога, а для себя.

4 Всегда будьте готовы к диалогу

Месяцы, когда ребенку только начинают задавать на дом, самые «горячие». Это стресс для мальчишек и девчонок: возможно, дети не сразу привыкнут к тому, что заниматься надо и после уроков. Важно, чтобы ребята могли посоветоваться с родителями по любому вопросу — без доверительных отношений здесь никак! Родители не должны ругать ребят, если что-то у них не получается: без ошибок не обходился еще ни один школьник.

5 Подготовьте ребенку рабочее место

У ребенка должно быть удобное рабочее место для выполнения домашнего задания.

Важны высота стола и стула, правильное освещение, отсутствие внешних раздражителей (например, включенный телевизор или компьютер).

Зачем рассеивать внимание, зарабатывать сколиоз и проблемы со зрением, занимаясь где попало?

Успешнее в учебе те ребята, которые сразу поняли, что задания на дом — это продолжение пути к знаниям. Таких детей не испугать тем, что со временем уроки станут сложнее, а над закреплением знаний придется дольше работать вне класса. И даже если когда-нибудь привычная домашняя работа с учебниками и тетрадками целиком переместится в онлайн, советы о правильной организации процесса по-прежнему останутся актуальными.

Теги: домашнее задание, начальная школа

Первые шаги в изучении таблицы: самые легкие числа и освоение принципа

Как помочь выучить таблицу умножения? Обучение ребенка таблице умножения должно происходить по определенному плану. Маме или папе следует составить индивидуальную программу изучения таблицы для своего ребенка: наиболее рационально было бы начать занятия с самых легких примеров, на них необходимо объяснить суть действия умножения, то есть, что первое число необходимо прибавить столько раз, сколько указано во втором числе, и то, что можно менять эти числа местами — результат будет тот же. После того, как малыш поймет смысл умножения, запоминание будет происходить быстрее и проще. При этом не следует сразу нагружать малыша информацией о делении, о взаимосвязи этих двух действий, это можно отложить на более позднее время.

Дидактические игры математического содержания (ФЭМП) в старших группах

Необходимо разъяснить ребенку, что между первым и вторым множителем может стоять точка либо диагональный крестик, и оба знака обозначают действие «умножить».

Обратите внимание! Педагоги советуют сразу знакомить школьников с профессиональной терминологией, то есть после объяснения базовых принципов следует показать на множестве примеров, что такое множитель и произведение. Если не упоминать данные понятия во время обучения в летние каникулы, то в сентябре во время первых уроков и проверки заданий на лето такие термины могут сбить ребенка с толку.

«А вот учительница говорит…»

Авторитет первой учительницы настолько велик для первоклашки, что на второй план отодвигается даже родительское мнение. Это один из показателей благополучного включения в школьную жизнь. В числе прочих можно также назвать спокойный сон, активность, стойкий интерес к учебе, желание выполнять поручения учителя, успешность. Плач, усталость, сонливость, нежелание идти на уроки — следствия школьных проблем.

По словам Ольги Науменковой, адаптация к новым условиям жизни длится у ребенка до полугода. В это время нежелательно «догружаться» кружками и секциями, профилями или иностранными языками.

То, что у ребенка будет что-то не получаться в школе, на уроках — факт. В такой ситуации грамотный педагог должен спокойно, в игровой форме подбодрить ученика, вселить уверенность в успех, нивелируя неудачу, но выяснить ее причины. Аналогичную линию поведения должны выбрать и родители. Ни в коем случае нельзя критиковать малыша.

Даже при благополучии в школе родитель должен всегда держать руку на пульсе учебных дел: надеяться на то, что на двух родительских собраниях в первом классе можно получить исчерпывающую информацию о своем чаде, наивно. «Стоит спросить у педагога его телефон и хотя бы раз в неделю звонить и узнавать, как у ваших Вани или Маши идут дела», — рекомендует Ольга Науменкова.

Часто родители интересуются, должны ли они делать уроки вместе со своим школьником. Специалисты непреклонны: внешний контроль в первые 2—3 года обучения должен быть обязателен. Наивно полагать, что ребенок сам будет выполнять все домашние задания. Необходимая для этого произвольность (когда внешние факторы переходят во внутренний план действий и ребенка уже не нужно контролировать, так как он достаточно самостоятельный и добросовестный) приходит в более позднем возрасте. А на первых порах не за малыша, но с ним вместе выполнять задания необходимо. Иногда достаточно просто сидеть рядом.

По карточкам

Подготавливаются карточки, на которых указывают примеры без ответов. Затем ребенку следует вытаскивать их и решать задание. Если результат правильный, карточки оставляют в одной стороне, а неправильные складывают в отдельную стопку.

Как считают специалисты, в этом нужна системность. Следующее занятие необходимо начинать с повторения прошлого урока. Если ребенок отлично ориентируется в пройденном материале, можно переходить на следующую ступень. Лучше всего заниматься ежедневно, но понемногу, чем за раз требовать изучения большого количества информации.

Полезные советы ученикам

Следующие несколько советов пригодятся в процессе учебы и школьной жизни. Возьми себе на заметку.

  1. Старайся учить уроки с желанием узнать новое и запомнить надолго. Никто не знает, когда пригодится выученная информация. Может быть, ты выиграешь в передаче “Как стать миллионером”!
  2. Научись сдерживать негативные эмоции. “Спокойствие, только спокойствие” – как говорил Карлсон.
  3. Не скрывай свои переживания и постарайся найти человека, который сможет тебя выслушать.
  4. Будь разносторонним – общайся, гуляй, развивайся, читай книги, смотри кино.
  5. В школе, в первую очередь, получают знания, которые помогут в будущем. Поэтому не лишним будет изучить литературу о том, как сосредоточиться на учебе и направить внимание в нужное русло. Это пойдет только на пользу.

Вдумчивое чтение

Данная методика эффективна для запоминания не слишком больших по объему текстов. Ее используют в основном актеры и школьники, которым важно в короткий промежуток времени запомнить все слова и с точностью пересказать их.

Вдумчивое чтение
Вдумчивое чтение
Вдумчивое чтение
Вдумчивое чтение

Чтобы выучить текст при помощи вдумчивого чтения, необходимо выбрать тихое место, выключить телефон и другую электронику. Дальше нужно сконцентрироваться на информации, которую требуется запомнить. Читать следует медленно, вникая в суть каждого предложения. При необходимости делать это можно вслух.

Вдумчивое чтение
Вдумчивое чтение
Вдумчивое чтение

Использовать «эффект плацебо»

И, наконец, самый странный способ, который, как утверждают некоторые люди, работает. Перед сном необходимо дополнительно прочитать параграф, можно даже мельком, а затем положить учебник или книгу себе под подушку и оставить ее там до утра. На эффективность этого метода, вероятно, влияет «эффект плацебо».

Память необходимо постоянно тренировать и постепенно запоминать необходимое будет гораздо проще и быстрее. Информация надолго сохраняется в нашей памяти, в мозгу происходит кодировка полученной информации, и она оседает в специальном отделе для хранения. Когда понадобится, человек с легкостью вспомнит ее. Если долго не пользоваться информацией, мозг удалит ее за ненадобностью так же, как система персонального компьютера удаляет неиспользуемые файлы.

Мозг специальным образом кодирует информацию и хранит ее

Конечно, узнав об этих методах, может показаться, что будет достаточно трудно следовать им. Но это только на первый взгляд. Нужно попробовать, и тогда, наверняка, все получится!