13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Начнем с того, что настоящая цель домашнего задания для вас – стратегическая. “Домашка” нужна, чтобы выработать самостоятельность. Школьные знания не обеспечивают высокий заработок и светлое будущее, а навыки самостоятельности и самоорганизации, любовь к обучению и привычки – определяют всю дальнейшую жизнь ребенка.

Начинаем с нуля

Приучать ребенка к умению самостоятельно играть необходимо с самого раннего детства. Что для этого нужно? В общем – немного. Главное – уделять малышу как можно больше внимания, стараться, чтобы он чаще был рядом с мамой или папой. Элементарная истина: постигать окружающий мир малыш начинает, подражая действиям самых близких ему взрослых людей – родителей. Ребенок видит, что мама с папой занимаются какими-то делами и пытается эти дела копировать. То есть, играть. Это заложено в природе любого малыша. А отсюда – вывод: если кроха не будет видеть родительских действий, то как же он научится им подражать?

Здесь необходимо учитывать несколько важных нюансов.

Начинаем с нуля
  1. Самые первые попытки играть малыш предпринимает, наблюдая за домашними делами родителей. Например, за тем, как мама готовит еду или папа что-нибудь мастерит по хозяйству. Поэтому любимые игрушки ребенка на этом этапе – кухонная утварь или папины хозяйственные инструменты. Всякие кубики, машинки, куклы и зверушки пока для ребенка интереса не представляют.
  2. Повзрослев, малыш делает первые попытки мыслить абстрактно, и постепенно начинает играть не с самими предметами, а их заместителями. Например, он уже вполне способен представить, что обычная палочка – это ложка, крышечка – тарелка, песок – крупа, из которой варят кашу и т. д.
  3. Примерно с двух лет малыш начинает постигать азы ролевой игры. Скажем, девочка уже вполне способна вообразить себя мамой, а куклу или зверушку – своей дочкой, а мальчик – представить себя шофером и с увлечением катать игрушечный грузовичок.

Пройдя все эти «ступени», примерно к трем годам малыш уже может какое-то время (в зависимости от своего характера и самочувствия) играть самостоятельно и не ходит за мамой по пятам с утра до вечера. Обязанность родителей – помочь ребенку в преодолении этих «ступенек». Они должны объяснять малышу назначение того или иного предмета, показывать, как им пользоваться, учить, какие слова нужно говорить в той или иной ситуации – то есть, какое-то время играть вместе с ребенком.

Разумеется, при этом маме и папе нужно помнить: для ребенка игра – это не игра, это не понарошку, а самое настоящее серьезное и реальное действие. То есть, кукла или плюшевый медвежонок для малыша – вполне живые, а игрушечный грузовичок ничем не отличается от настоящего. И не надо кроху в этом разубеждать: наоборот, следует ему это внушать на полном серьезе. Таким способом родители смогут, во-первых, по-настоящему увлечь своего малыша игрой. А во-вторых, научать его любви, заботе и ласке, которые кроха, повзрослев, перенесет на живых людей.

Начинаем с нуля

И еще один нюанс. Бывают случаи, когда ребенок, несмотря на все старания родителей, так и не начинает играть самостоятельно – ни в год, ни в два, ни в три, ни в пять. Это случается нечасто, но все же на всякий случай к этому нужно быть готовым. Как поступать родителям в такой ситуации? Обратиться к детскому врачу или детскому психологу. Возможно, у малыша какие-то отклонения в психике или – особенности в психологическом развитии.

Играть по-настоящему

В игре мы можем научить детей:

— навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду…);

— принципам (командный дух, честность, уважение к правилам);

— отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство).

Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно.

«Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», — говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает.

Читайте также:  Как быстро и без проблем научить ребенка говорить букву «р»?

Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело.

Дети постарше ценят соревновательность — для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?

Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова. Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает. Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет.

Читайте также:  Как установить правильный режим месячному ребенку

Рассказывает Елена Сидорина: «С самого момента рождения ребенка каждое мгновение его жизни для любящих родителей уникально. Зачастую, восхищаясь маленькими достижениями малыша, взрослые забывают, что необходимо формировать в нем самостоятельность с самого младшего возраста».

Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.

В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам». Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка. Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.

По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;

— самостоятельно чистить зубы;

— помогать сервировать стол;

— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;

— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;

В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?

— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);

— складывать свою одежду в шкаф;

— после игры убирать за собой игрушки;

— самостоятельно расчесываться;

— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;

— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;

— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.

Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.

&nbsp/&nbsp

Какие трудности возникают с домашним заданием?

  • Ребенок делает все, но с ошибками? – Научите его проверять самостоятельно. Может, ваш сын или дочь любит конфеты? – Поощряйте выполнение без ошибок. Например, сделал без ошибок – получил 10 конфет, одна ошибка – 5 конфет, 2 ошибки – нет конфет.
  • Ребенок делает в час по чайной ложке. Вот он посидел, посмотрел телевизор, поиграл с котом… что угодно, и так целый день. Поощряйте быструю и правильную работу. Приучайте засекать время, планировать выполнение. Например, сделаешь до 6 вечера – посмотрим кино, которое ты любишь.
  • Ребенок не делает ДЗ без родителей и репетиторов. Это печально и срочно надо менять. Репетитор и родители – это своего рода костыли. Если они постоянно помогают, то ребенку не надо слушать на уроке и думать головой. Зачем напрягаться? – Мы всегда выбираем путь с минимальным расходом энергии. Можно просто сказать: “Я вообще ничего не понимаю. Мама, давай объясняй мне, ты школу уже закончила, должна помнить”. Основная функция школы тогда (привить самостоятельность, приучить учиться) не выполняется.

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Мой сын в трёхлетнем возрасте любил играть, как самостоятельно, так и со мной. Он придумывал какой-то сюжет, расставлял игрушки и приглашал меня присоединиться. При этом рассказывал, что будет происходить, знакомил меня с героями своей игры. Часто Никита играл самостоятельно, а я в это время занималась домашними заботами.

Читайте также:  Боль в животе по утрам: 16 возможных причин

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Мой сын в трёхлетнем возрасте любил играть, как самостоятельно, так и со мной. Он придумывал какой-то сюжет, расставлял игрушки и приглашал меня присоединиться. При этом рассказывал, что будет происходить, знакомил меня с героями своей игры. Часто Никита играл самостоятельно, а я в это время занималась домашними заботами.

Важные правила обучения чтению

Педагоги настаивают: без выполнения этих требований невозможно достичь положительного результата.

О чем должны помнить родители:

  1. Выбор конкретной методики и следование ей. Если метаться от разработок одного автора к другому, толку не будет.
  2. Сначала учат гласные – А, О, У, Ы, Э. Потом – согласные звонкие – М и Л. Потом учат Ж, Ш, Т, Д и другие глухие и шипящие звуки.
  3. Каждое новое занятие начинается с повторения пройденного материала.
  4. Учить читать слоги, тянув звуки.
  5. Запоминать простые слоги зрительно.
  6. Только после того, как ясен механизм составления слогов, идет изучение слогов, начинающихся с гласной.
  7. После того как все слоги усвоены, можно читать по слогам.
  8. Лучше пусть поет слоги, чем говорит скороговоркой. Только тогда начнется понимание прочитанного.
  9. Даже при чтении сохраняется игра, поэтому нельзя резко исправлять ошибки, торопить.

Правило шестое

Не забывайте о комфорте и окружающей атмосфере.

Очень трудно сосредоточиться, если ученик испытывает какие-то неудобства: тесная одежда или обувь, неправильно организованное место учебы, в помещении душно или, наоборот, слишком холодно. Дискомфорт во время занятий, частая смена положения тела – это дополнительные отвлекающие факторы, а недостаток кислорода снижает энергетические возможности мозга.

Согласитесь, эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и самим взрослым, не правда ли?